Украинские политологи Бондаренко, Карасев и Чаплыга единодушны в прогнозах для Украины
Нет проблем услышать мнение наших политиков, политологов и экспертов, но также интересно, что думают аналогичного профиля специалисты «с той стороны». Ведь именно они формируют и информационный фон и, главное, ожидания общества. Среди украинских лидеров общественного мнения «Свободная пресса» выделила тройку тех, без кого немыслим ни один украинский ютьюб-канал, позиционирующийся в секторе серьезной аналитики, а не оголтелого национализма.
Отрадно, что именно эти каналы, которые мы не будем по понятным причинам перечислять, в настоящее время пользуются в незалежной наибольшей популярностью. А вот экспертов, эту популярность обеспечивающих, назовем.
Это Константин (Кость) Бондаренко, Михаил Чаплыга и Вадим Карасев. Можно их расставлять по ранжиру исходя из эмоциональности высказываний, взвешенности каждого слова или пристрастий к тяжелому року, но первая тройка рейтинга самых популярных украинских политологов останется неизменной. И сегодня мы сделали подборку из их пред- и постновогодних выступлений, посвященных прогнозам о будущем Украины на наступивший 2024 год.
Кость Бондаренко: Америке проще сменить президента Украины, нежели уговаривать его
— Процесс, ориентированный на начало мирных переговоров, идет. В середине декабря было объявлено, что состоится встреча между официальными представителями Госдепартамента США и официальными представителями МИД России. Состав делегаций пока еще не сформирован и не объявлен, как и место предстоящих переговоров. Обсуждаться будут именно вопросы Украины. И будут обсуждать без какого-либо участия самой Украины. Почему? Потому что мы слишком сегодня зависим от Запада, от тех же Соединенных Штатов.
И некоторые американские чиновники позволяют себе говорить, что «вы могли бы решать свою судьбу сами, если бы не пользовались американской помощью — а раз пользуетесь, то будьте добры слушать нас, наши рекомендации и наши советы». И Украину будут подталкивать к тому, чтобы начать переговоры. А если украинское руководство не будет соглашаться на переговоры, то, как показывает опыт истории США, очень часто судьба несубъектных государств, к которым сейчас несомненно принадлежит Украина, решается просто — если президент не хочет садиться за стол переговоров, то просто меняют президента.
Вадим Карасев: «Кровь на асфальте» сменится «словом пацана»
— Собственно, чем меня зацепил фильм «Слово пацана»? Я узнал, что у нас, в Украине, по запросам Google он на первом месте. Что за феномен? Русский пацанский фильм, в котором фактически переутверждается культ насилия, пацанской культуры. Это же в мире тренд такой — сила решает всё. «Сила — повивальная бабка истории», как говорили Маркс и Энгельс.
Культ насилия утверждается уже как мирообразующий фактор. Как система современных международных политических отношений. В форме любого типа войны — гибридной, горячей, экономической, санкционной… Сегодня мир — это как два района, скажем киевские Троещина и Борщаговка. Тут свой Адидас и там свой Адидас (персонаж фильма «Слово пацана» — «СП»).
Что меня поразило — в среде наших подростков самый популярный сериал как раз российский «Слово пацана», на русском языке, с русской культурой насилия. Такие фильмы случайно не появляются. И молодежь мобилизационного возраста смотрит — а потом идет в окопы воевать против таких же, которые тоже смотрят тот же фильм «Слово пацана». Как она сможет воевать нормально после этого?
Этот фильм — явление русской политической культуры, и наша молодежь, соответственно, тоже оказывается в контенте русской культуры — которая сейчас трансформируется, переучреждается и появляется в совершенно новом качественном виде.
Думаю, в 2024 году мы точно выходим на переговоры. Должно быть «слово пацана», а не «кровь на асфальте». При этом пацаны должны быть и наши, и международные. Ведь сегодня — пацанская политика. Когда институты рушатся, на первый план выходят лидеры. Это видно было хорошо, когда Трамп пришел во власть. У него такая, дилерская политика. Deal — сделка, договор.
Если взять терминологию в стиле пацанской культуры, то кто такой Си Цзиньпин? Кто такой Эрдоган? Путин? Да тот же Трамп — но не Шольц и не другие европейские политики, Европа в этом смысле не задает культурные тренды. А кто такой Нарендра Моди? Южноафриканец Рамафоса? Бразилец Лула? Это все именно что пацаны. Мир сейчас настолько сжался, что только кажется, что он большой. А ведь этим миром управляют 5−6 человек. Поэтому вначале будет «слово пацана» — а уж потом его облекут в какие-то международные договорные вещи, но это слово надо будет держать.
Михаил Чаплыга: Выдохнуть, осознать — и перестать жрать друг друга
— Есть вещи, на которые мы не влияем. Выборы на Тайване, которые будут через 2 недели — и, скорее всего, война. Ближний Восток. Выборы в России, с которыми и так уже всё понятно. Выборы в Азербайджане. В Молдове — и там скорее всего загорится. Выборы в США — тоже скорее всего загорится. Иран и прочее, на что мы влиять на в состоянии.
А на что можем повлиять? Только на самих себя. По математике четко понятно, что 2024 год станет годом переговоров. И, как финал — «Стамбул-2». Ну, или «Минск-3». И тогда нам придется давать ответы на сложные вопросы — а ради чего это всё было? И кто ответит за всё произошедшее?
Понятно, что цель «границы 1991 года» уже не будет стоять. Но 2024-й в любом случае принесет мирные переговоры. Новую географию. Новую демографию. Новые экономику, финансы, кредиты и долги. Всё это будет — и ни я, ни вы этого не отменим. Это плата за те решения, которые были приняты в 2004 году, в 2013-м, 2019-м — а потом в 2020-м и 2022-м.
Мы не можем изменить события, которые ожидают нас в этом году, но можем изменить свое отношение к ним. А значит, сможем изменить будущее тех, для кого еще можем изменить. Наших детей, а может быть — и свое тоже.
Невозможно воспитать счастливых детей у несчастных родителей, и говорить «мы будем страдать, чтобы были счастливы наши дети» — это глупость. Страдающие родители растят страдающих детей. А значит, для счастья детей необходимо, чтобы были счастливы родители.
И я думаю, что 2024 год с его возможными переговорами-заморозками принесет возможность выдохнуть и почувствовать себя чуть-чуть легче. Надо использовать этот шанс, чтобы если стало легче вам, должно стать легче и вашим детям.
В конце концов где-то ко второй половине 2024 года в стране состоятся выборы — полные и всеобщие. И я хочу, чтобы в этот раз мы не ошиблись. Чтобы в этот раз мы избрали и президента, и Раду, и местные советы такие, которые позволили бы нам не жрать друг друга внутри страны, уважать и любить друг друга.
И строить страну, исходя из той реальности, которую мы нашли в себе силы осознать и принять. Неосознание и неприятие реальности порождает страдания в будущем. А сможем осознать — значит, сможем и вылечиться, потому что постановка правильного диагноза это первый и самый главный шаг на пути к излечению. И только тогда мы сможем говорить о будущем.