Море с подогревом: Владимир Путин прошелся по туризму от Калининграда до Владивостока
«Пять морей и озеро Байкал» — как реализовать проект федеральных круглогодичных курортов под таким названием, решали на совещании, которое провёл из Ново-Огарёво Владимир Путин. Президент выступил модератором. Кроме него представителей столичного региона на совещании не было, но Москва упоминалась, ведь она по-прежнему «порт пяти морей».
Говорили не о развитии туризма вообще, а о новых курортах в девяти российских регионах: Краснодарском крае, Крыму, Дагестане, Запорожской, Калининградской и Иркутской областях, Петербурге, Приморском крае и Бурятии. Региональные власти остальных 80 субъектов, надо полагать, пока что должны по мере сил окормлять свой, местный туризм или хотя бы не мешать ему развиваться.
Нынче 80% отдыхающих с наступлением тепла поедут в привычные Сочи и вообще Краснодарский край. 16% двинут на белые ночи в Питер. А остальные рассредоточатся по палаткам в вышеназванных семи регионах.
Поэт и трэвел-блогер Сергей Понамарев передает из Крыма, что основная проблема там в купальном сезоне, который относительно короток:
— Он длится со второй половины июня и до октября включительно. При этом строить отели для такого короткого сезона смысла мало. Хотя и зимой, с декабря по февраль, на дворе держится плюсовая температура. И если уж строить отели, то с подогреваемыми бассейнами. Пока таких, к сожалению, очень мало, процентов десять от всего числа гостиниц. Если же структура отельного хозяйства будет изменена, построят современные апартаменты, то Крым можно превратить в круглогодичный курорт, как Сочи.
«СП»: Есть общие проблемы у девяти заявленных на президентском совещании регионов? Ведь ты бывал в каждом. Сможем путешествовать по стране дешево и с комфортом, как призвал президент, чтобы число поездок к 2030 году увеличилось вдвое, до 140 миллионов?
— Я прошлым летом сидел в своем крымском поселке, ждал автобуса. Рядом беседовали две бабули, которые много лет сдают жилье приезжающим. И одна другой призналась: «Не буду больше сдавать. А то эти туристы стали такие привередливые, хотят каждый день мыться в ванной. Столько воды тратят! Просят, чтобы им хотя бы раз в три дня постельное белье меняли. Привыкли в своих турциях к „все включено“. А у нас по-другому, мы же не должны перед ними на цыпочках ходить. Я и так никаких выгод от этого не имею!»
Да, сервис у нас «ненавязчивый», хуже турецкого, не говоря уж про среднеевропейский. Со временем все должно поменяться, но не раньше, чем сменится поколение. Не знаю, как в отелях, а в санаториях кормят крайне невкусно.
Хотя потихоньку ситуация меняется. В Крыму в значительной степени обновился автобусный парк. Теперь тут бегают горьковские и ликинские автобусы. Про дороги, про трассу Таврида я вообще молчу! Она уже до Севастополя дотянулась. Там, где раньше нужно было ехать 6 часов, сейчас можно долететь за 2−2,5.
СП": Значит, судя по Крыму, с туристической точки зрения эти девять регионов можно освоить? Однако один досужий наблюдатель очень удивился, что на президентском совещании присутствовал и глава Запорожской области Евгений Балицкий. Там же стреляют!
— Что касается безопасности, она на Азовском побережье примерно такая же, как в Крыму. Да, в сотне километров отсюда идут боевые действия. Но сомневаюсь, что с той стороны будут обстреливать ракетами курортные поселки. Во-первых, у них столько ракет нет, во-вторых — это очень дорого и бессмысленно.
Так что Запорожская область представлена на совещании вполне логично. Все нормально, произойдет вовлечение приазовских территорий. Там много возможностей для отдыха, рекреации.
Туризм — это, что называется, следующий шаг, вслед за развитием транспортной схемы. До конца 2024 года собираются запустить сухопутный железнодорожный путь в Крым через Ростов-на-Дону, Таганрог, Мелитополь Джанкой, Геническ, Бердянск.
А еще собираются сделать круговой автомобильный маршрут вокруг Азовского моря. Это замечательные места, здесь масса возможностей для отдыха: прекрасные песчаные пляжи, нетронутая природа, на десятки километров в море простираются песчаные косы, как например Геническая, она же Арабатская стрелка. Вопрос только в транспортной доступности всего этого. Будем ждать запуска железной дороги по сухопутному коридору.
«СП»: А Калининградскую область и осваивать особо не надо, там ведь испокон веков, еще с немецких времен была туристическая инфраструктура, которую нужно только поддерживать и развивать. Хочется посоветовать губернатору Антону Алиханову: отремонтируйте в Зеленоградске старую советскую гостиницу «Чайка» и койко-мест в городе сразу станет в два раза больше!
— Там, как и везде у нас, три ключевые проблемы: ограниченный гостиничный фонд, транспортная доступность (на поезде сложно добираться) и общий уровень сервиса. Если что-то можно решить за счет субсидированных квот, дополнительных рейсов, реконструкции аэропортов (там это сделали), а что касается отелей — выделять участки и строить, снизив бюрократические барьеры, то с точки зрения сервиса — это опять-таки вопрос времени.
«СП»: Про Сибирь и Дальний Восток что можно добавить? «Славное море священный Байкал» омывает берега Иркутской области и Бурятии. А зимой — соединяет их метровым льдом. Вот где, по словам президента, Россия может стать страной круглогодичных курортов.
— На Байкале, в Иркутской области цены на отели высокие. В Бурятии, правда, пониже. Но если создать там сеть дешевых отелей, хостелов, гостевых домов, то почему бы не ездить туда отдыхать?!
«СП»: А Приморский край чем может привлечь туристов из Центральной России? С китайцами-то понятно, они под боком, за Амуром, через который скоро канатную дорогу запустят.
— Опять встает вопрос транспортной доступности. Сейчас для полетов туда есть так называемые льготные билеты на определенный сезон. Но проблема в том, что их явно недостаточно. Особенно если поток туристов будет развиваться.
Для примера: знакомая семья заранее решила, что в августе этого года съездит во Владивосток. Но для этого нужно было дождаться субсидированных билетов. Они появились только в конце января — начале февраля. Да, знакомые купили, но они-то готовились.
А если загодя не планировать путешествие — за год и больше до времени поездки, то все сложно: билеты крайне дорогие, мест не хватает.
Инфраструктура отдыха там тоже не очень. Во Владивостоке, например, редкая нехватка гостиниц. Хотя красот и достопримечательностей хватает. Но там и туристический сезон короткий: вторая половина августа, первая половина сентября и далее, иногда до октября. До этого прохладно, море не прогревается. Но зато в сезон — все прекрасно! Напомним, что Владивосток находится на широте Сочи, но проблема лишь в том, как туда добраться и где остановиться, — считает эксперт…
Естественно, президент не мог не поинтересоваться у губернатора родного Петербурга Александра Беглова, в чем причина того, что Северная столица уступила по популярности не только Краснодарскому краю, но даже Москве с Подмосковьем? Тот пожаловался, что Балтийское море слишком холодное, заставив вспомнить «старика Рокфеллера» из популярного анекдота, которому не только море подогревали, но и песочек на пляже меняли.
Трудно сказать, как насчет песочка, но нас ждет строительство новых скоростных железнодорожных и автомагистралей, расширение внутри- и межрегионального, в том числе воздушного сообщения, модернизация опорной сети автодорог и внутренних водных путей. В проекте будут участвовать — ни много ни мало — 2000 населенных пунктов. На пять лет, начиная с 2025 г., на нацпроект по туризму выделят более 400 млрд рублей.
И нельзя сказать, что нет у нас своих «стариков Рокфеллеров». Аж 17 инвесторов, по словам президента, ждали в коридоре окончания совещания, чтобы вложить в туристическую инфраструктуру регионов свои миллионы, вступив в частно-государственное партнерство. И заодно поучаствовать в освоении выделяемых бюджетных средств.