Руслан Хасбулатов: Из российских торговых сетей Coca-Cola не исчезнет, и Казахстан нам в этом поможет
В изменившейся политической и экономической ситуации соседи России, партнеры по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и прочие бывшие советские республики за минувшее лето резко нарастили поставки своих товаров в осажденную со всех сторон Россию. На фоне западных санкций и укрепления рубля международная торговля стремительно перестраивается. Увеличен экспорт товаров к нам не только по сравнению с весенним обвалом, сразу после начала военной спецоперации на Украине, но и в сравнении с 2021 годом.
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, входящие в ЕАЭС, до июня отгрузили нам товаров стоимостью чуть ли не десять миллиардов долларов — это на 15% больше, чем за те же месяцы прошлого года. В основном старается Белоруссия, которая и сама под жесткими санкциями. И Армения нарастила поставки в Россию почти в два раза, а Киргизия — более чем вдвое пишет РБК, анализируя торговую статистику базы ООН UN Comtrade.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что ничего плохого в этом нет:
— Те товары, что когда-то поставлялось в Россию из Европы, мы замещаем другими, которые делаются в соседних республиках. К тому же, я так понимаю, что мы покупаем их товары за рубли. А рубль, во-первых, твердый, а во-вторых… его все равно нам девать некуда. Я и сам с удовольствием покупаю белорусские сыр и творог.
«СП»: — Но президент Белоруссии Александр Лукашенко на словах и на деле на стороне России. Что же касается казахстанского президента, Касым-Жомарта Токаева, он во всеуслышание заявляет, что его страна не собирается нарушать санкционный режим Запада в отношении России, поскольку в случае нарушения санкций последуют вторичные санкции со стороны Запада против казахстанской экономики, а этого он допустить не может. Заявлять-то заявляет, но поставки из Казахстана в Россию растут. В том числе и параллельный импорт, который теперь осуществляющегося на законных основаниях без согласия правообладателя.
— Президента Казахстана надо понять. Он получил в наследство чуть ли не семьдесят процентов казахстанской промышленности в руках американцев и англичан. Поэтому он на словах западные санкции против России не осуждает, но экспорт в России, в том числе параллельный — наращивает.
«СП»: — В принципе ничего нового мы не увидели: Грузия везет в Россию свое вино, Узбекистан хлопок и фрукты…
— Да, и почему мы должны это считать чем-то для нас неприятным? Из Европы везти товары было можно, а из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) нехорошо? Но ведь их и везти недалеко, и у них есть избыточные производственные мощности. Я не вижу в этом проблем, а наоборот позитивный результат. В конце концов, зачастую по инерции те товары из соседних страна, которые вполне соответствуют по качеству, раньше наши импортеры не покупали. Были налаженные связи с теми же поляками, немцами, итальянцами. Ну а теперь эта ниша освободилась. Ее, естественно, наши соседи тут же начали заполнять. Они, слава богу, тридцать лет живут в условиях рыночной экономики, знают, что делать. Это нормальный процесс.
«СП»: — Небольшой «разрыв шаблона» — сообщение о том, что из Киргизии теперь везут к нам одежду и обувь. К белорусской обуви по немецким и прочим европейским моделям мы давно привыкли, а вот к киргизской пока нет. Это что же получается, Бишкек скоро станет конкурентом Милана и Парижа в области высокой моды и прет-а-порте?
— В Киргизии уже давно шьют одежду. Моя супруга последние лет десять предпочитает покупать одежду известных брендов, но при этом пошитую в Киргизии. Это модели хорошего качества и сшитые по модным лекалам. Так что это тоже уже не новость. Скорее всего, там используют китайские технологии, но модели и расцветки не уступают европейским.
Так, Киргизия в июне экспортировала в Россию товаров на $124 млн — почти в пять раз больше, чем в июне прошлого года сообщил Национальный статистический комитет республики. Эта дружественная республика, прежде «экспортировавшая» только гастарбайтеров, значительно, в десять раз расширила экспорт в Россию своей одежды и обуви: с $5 млн в июне предыдущего года, до $57 млн сейчас, а это 46% общих поставок.
Хотя после введения жестких антироссийских санкций США и Евросоюза еще в феврале Федеральная таможенная служба и Банк России перестали публиковать статистику по экспорту и импорту. Также действует теперь Евразийская экономическая комиссия, регулирующий орган ЕАЭС. Но Казахстан, Киргизия и Армения по отдельности продолжают раскрывать данные о торговле с Россией.
По-видимому, расширение торговли со странами ЕАЭС, да и вообще со странами бывшего СССР закономерно. Рубль крепкий. Для товаров, которые произведены в странах бывшего СССР или там локализованы есть стимулы экспортировать их в Россию. Ведь национальные валюты Казахстана, Узбекистана и Белоруссии находятся крайне низко по отношению к рублю. Ослабление валют этих стран, а также Армении, к рублю — значит только то, что товары, поставляемые в Россию из этих стран, более конкурентоспособны по цене. Экспорт поддержит местную промышленность и сельское хозяйство.
Только Украина в поддержке, похоже, не нуждается. Киевский режим объявил о полном прекращении торговли с Россией. Но на деле только экспорт в Россию стал нулевым, а вот импорт из нашей страны в незалежную остался в размере $76 млн. Десять лет назад товарооборот двух стран был на порядок больше.
Экономист, экс-председатель ВС России Руслан Хаcбулатов считает, что происходящее можно только приветствовать:
— Это неплохо. Прежде внутри нашего Европейско-Азиатского экономического союза сложились такие обстоятельства, что основные торговые потоки складывались отнюдь не между странами-членами ЕАЭС. Но обстоятельства заставили изменить тактику. Возможно и после завершения спецоперации (будем надеяться, что она успешно закончится, и как можно скорее), эта тенденция укрепится, появятся новые связи. Взаимные торговые потоки станут устойчивыми. Так что я, при всех сложностях, создавшихся не только вокруг России, но и между ее союзниками, и всем остальным миром, вижу положительную сторону. Это достаточно благоприятная тенденция, которая в какой-то степени смягчила удары глобальной, ограничительной санкционной политики.
«СП»: — Все, как обычно происходит в полном соответствии с пословицей: «Не было бы счастья да несчастье помогло»?
— Да, это так. Все-таки предпринимательство умеет быстро приспосабливаться к обстановке. И люди, работающие в государственном аппарате наших стран кое-чему научились. Они используют все возможности для того чтобы как-то выйти из положения.
«СП»: — То есть вы считаете, что происходящее не совсем стихийно, а кем-то управляется?
— Это несомненно. Они же понимают, что надо дать возможность жить и государственным предприятиям и коммерческим, вдохнуть жизнь в угасающие в связи с последними событиями, отрасли. Конечно, чиновники тоже стараются. Среди них появляются умные и знающие. И мы видим общий результат деятельности. Да и сами главы стран, насколько я слежу на кафедре мировой экономики, понимают обстановку и реагируют достаточно адекватно…
Совсем недавно Германия лидировала по объему экспорта в Россию — и вот ее опередила Белоруссия, став вторым крупнейшим поставщиком товаров в страну, после Китая. И среди поставок Белоруссии в Россию отнюдь не только товары народного потребления, а еще и серьезное оборудование, машины, автомобили, грузовики, колесная спецтехника.
Хотя состав текущих поставок не раскрывается, это в нынешних условиях военная тайна. Оперативные данные по экспорту в Россию из Азербайджана, Таджикистана и Туркмении тоже недоступны. Для большей секретности научились обходиться без использования европейской системы SWIFT во взаимных расчетах.
Реэкспорт товаров из недружественных стран через страны ближнего зарубежья тоже вовсю работает. Везут автомобили, комплектующие и многое другое — все в обход санкций. Причем более дешевый параллельный импорт не торопится в богатую Москву, обеспечивая сначала регионы.
Хотя страны ЕАЭС и помогают России, ввозя необходимые импортные компоненты и комплектующие для обрабатывающей промышленности, но перестройка логистических цепочек из стран ближнего зарубежья повлекла повышение издержек для российских импортеров. Страны-партнеры себя не забывают, устанавливая наценки на экспортируемую продукцию: как минимум 5%, но может быть 15−20%. Так что про импортозамещение все-таки забывать не стоит.
Конечно, экспорт из того же Казахстана в Россию включает и плоский прокат из железа и стали, неорганическую химию, не говоря уже про различные пластмассы и подшипники, устройства и оборудование, и даже природный уран. Но, конечно большинству из нас интересно то, что ассортименте российских торговых сетей никак не исчезнет запрещенная к ввозу из Америки вкусная Coca-Cola. Просто теперь она «Made in KZ».