Просмотр сексуализированных селфи спровоцировал неприятное воздействие на молодых женщин
Создание хэштегов усиливает эффект из-за акцентного внимание на частях тела
Новое исследование, опубликованное в журнале Body Image, проливает свет на то, как изображения сверстников в социальных сетях, как сексуализированные, так и нет, влияют на представления молодых женщин о себе и других людях. Результаты исследования показывают, что просмотр сексуализированных изображений приводит к усилению самообъективации и тенденции к дегуманизации изображенных людей.
Новое исследование связывают воздействие сексуально объективированных изображений в СМИ с различными негативными психологическими последствиями для женщин, такими как повышенная самооценка и проблемы с психическим здоровьем. Популярные платформы социальных сетей позволяют пользователям не только просматривать контент, но и оказывать психологическое воздействие.
«Нам было интересно понять, как молодые женщины реагируют на своих обычных сверстниц в социальных сетях», — рассказывает автор исследования Меган А. Вендеция.
В отличие от традиционных изображений женщин в средствах массовой информации, таких как модели и знаменитости, платформы социальных сетей включают женщин, которые отличаются своей внешностью, и позволяют оставлять отзывы об изображениях с помощью «лайков», комментариев и хэштегов, которые могут быть видны онлайн-аудитории.
В исследовании приняли участие 256 молодых женщин в возрасте от 18 до 29 лет, обучавшихся на курсах бакалавриата в крупном университете Среднего Запада США. Респонденты были случайным образом распределены в одно из шести экспериментальных условий в зависимости от типа просматриваемых ими изображений — сексуализированные сверстники, несексуальные сверстницы или пейзажи — и от того, должны ли они были взаимодействовать с этими изображениями, «лайкая» их или просто просматривая.
Каждый участник просмотрел 13 изображений, адаптированных к заданным условиям. Группе было предложено сгенерировать до пяти хэштегов для каждого изображения, отражающих их непосредственную реакцию и мысли о фотографиях. Это задание было предназначено для моделирования того, как пользователи обычно взаимодействуют с контентом на платформах социальных сетей. Другой группе было предложено просмотреть изображения и зафиксировать свои мысли о них, не создавая никаких тегов.
После просмотра изображений и задания с пометками участники выполнили тест «Двадцать утверждений» — психологический инструмент, используемый для оценки самооценки, который в данном исследовании был адаптирован для измерения самооценки состояния. Исследователи измерили дегуманизацию через восприятие участниками человеческой уникальности и черт характера, приписываемых женщинам на изображениях.
Результаты показали, что респонденты, подвергшиеся воздействию сексуализированных изображений сверстников, сообщили о значительно более высоком уровне самообъективации по сравнению с теми, кто просматривал несексуализированные изображения или нейтральные пейзажи. Это указывает на то, что первый тип контента заметно влияет на то, что зрители больше задумываются о своей внешности в краткосрочной перспективе.
Интересно, что сам по себе процесс создания хэштегов существенно не изменил уровень самоопредмечивания по сравнению с теми, кто просто просматривал изображения. Однако те, кто просматривал сексуализированные изображения, как правило, использовали больше объективирующих выражений в своих хэштегах, уделяя больше внимания частям тела и аспектам, связанным с внешностью. Такое поведение подчеркивает интерактивный аспект социальных сетей, где комментирование или добавление тегов может усилить объективирующее отношение.
«Наши результаты иллюстрируют сложности практики производства и потребления контента в социальных сетях (например, обмена / просмотра изображений, предоставления / получения обратной связи), особенно для молодых женщин», — резюмирует Вандемия в интервью PsyPost.
Источник: www.mk.ru