Онлайн-торговля отбивает желание ходить по магазинам
Переход от импульсных покупок подарков к взвешенным приобретениям негативно сказывается на посещаемости торговых центров.
Как подсчитали аналитики компании Focus Technologies, трафик в Москве на предпоследней неделе декабря год к году снизился на три процента. Торговые центры все больше интересуют горожан как место проведения досуга, поэтому на новогодние каникулы участники рынка и эксперты рассчитывают на прирост числа посетителей.
Вместе с тем, по оценке предпринимателя, ведущего эксперта по идеологическому маркетингу Владимира Турмана, высказанной в беседе со «Свободной Прессой», снижение посещаемости торговых центров на три процента это несущественно: «Колебание в три процента больше, или меньше, находится в пределах нормы. Безусловно, это предъявляет повышенные требования к администрации ТЦ, чтобы продумать комплексные программы и мероприятия по увеличению посещаемости».
— За последние годы мы видим множество изменений в глобальных мировых процессах. А каждый житель мегаполисов и городов на собственном опыте столкнулся с обстоятельствами ограничений, закрытия магазинов и прочих общественных мест. Поэтому многие даже научились работать и получать образование из дома. Последствия таких вызовов мы сейчас и наблюдаем.
Время, когда все были вынуждены находиться дома, дало толчок развитию онлайн-пространства. Это и развлечения, и продажа товаров и услуг, доставка даже мелких товаров и еды к дверям, и потому, конечно же, огромные пласты бизнес процессов перетекли в онлайн-формат.
Люди перестали бояться формата онлайн, стали в этом плане более грамотными даже люди преклонных лет.
«СП»: На ваш взгляд, в какой мере на снижение трафика торговых центров повлияло снижение доходов россиян?
— Согласно официальной статистике, доходы россиян растут. Впрочем, исходя из моих субъективных впечатлений, действительно, рост цен происходит заметно быстрее, нежели рост доходов россиян.
Но в любом случае рост цен на основные продукты питания является минимальным злом по сравнению с параллельно происходящими в нашей жизни процессами.
«СП»: Вы уже сказали, что в последнее время набирает обороты онлайн-торговля. Можно ли полагать, что она стала неким конкурентом торговых центров?
— Все больше россиян активного трудового возраста начинают ценить свое время. И, конечно, им проще заказать продукты и какие-то другие товары домой с доставкой, чем стоять в очередях, пробках — людям это удобно и выгодно.
Безусловно, влияние этого конкурентного фактора в перспективе ближайших трех-пяти лет будет только увеличиваться и нарастать.
Соответственно, торговый центр перестает быть местом еженедельных покупок для среднестатистического россиянина — на его место приходят маркетплейсы, значение которых крупные торговые сети объективно недооценивали.
«СП»: Ваш прогноз — стоит ли ждать, что посещаемость гражданами торговых центров начнет расти, или же они становятся неким «вчерашним днем»?
— Торговые центры, конечно же, никогда не станут «вчерашним днем». У ТЦ есть своя ниша, свой потребитель. Возможно, что такого бурного роста, как прежде, мы сейчас уже не увидим, в силу достижения пределов роста данной рыночной ниши.
Возможно, мы будем наблюдать некую стагнацию — это будет связано с тем, что представители молодежи являются активными пользователями интернета, онлайн-ресурсов, социальных сетей.
Они всё более социализируются, входят во взрослую жизнь. И вот это поколение людей все меньше и меньше ориентировано на офлайн способы удовлетворения своих потребностей в пище, еде или развлечениях.