Business is booming.

Западные активы в наших руках: почему новые владельцы предпочитают оставаться в тени

Западные активы в наших руках: почему новые владельцы предпочитают оставаться в тени

Места покинувших Россию или уходящих из нее западных компаний занимают представители так называемой «новой элиты», или «новой волны предпринимателей», представители которой приобрели зарубежные активы со значительной скидкой, сообщает агентство Bloomberg. Согласно приведенным данным, после начала СВО на Украине, в 2022 году и первой половине 2023-го иностранные фирмы продали свой российский бизнес на общую сумму более 21 млрд долларов.

Из наиболее крупных сделок, в результате которых иностранные активы в РФ перешли в руки местного бизнеса, агентство выделяет продажу ресторанов быстрого питания McDonald’s (ее приобрел бизнесмен Александр Говор), компании-производителя упаковки Ball Corp. (США), а также германского изготовителя косметики и бытовой химии Henkel AG. Наиболее крупными сделками, заключенными в этом направлении после начала СВО, стали реализация акций сервиса объявлений Avito, сыктывкарского предприятия международной компании Mondi, а также различных активов упомянутой компании Henkel.

Многие из покупателей бизнеса, указывает Bloomberg, не входят в списки самых богатых людей России, за пределами страны малоизвестны. В то же время они давно заправляют на собственных предприятиях либо в доле с «главными олигархами» страны. «Эти магнаты извлекают выгоду из того, что перераспределение активов происходит среди российского бизнеса. Первые олигархи сколотили свое богатство на ресурсах и банковской деятельности более трех десятилетий назад, после распада Советского Союза. Их в значительной степени заменила группа, сколотившая состояние при Путине», — говорится в публикации.

Агентство напоминает, что в 2022 году Кремль запретил иностранным инвесторам выходить из российских активов без одобрения специальной правительственной комиссии и распорядился продавать их со скидкой не менее 50 процентов от рыночной стоимости.
Как известно, Владимир Путин считает, что страна справилась с уходом зарубежного бизнеса с отечественного рынка. При этом положительный эффект западных санкций, по его словам, состоит в новых возможностях для российских производителей.

По мнению экономиста Леонида Хазанова, новые владельцы оставляемых западными компаниями предприятий по мировоззрению зачастую несколько отличаются от представителей прежних генераций российского бизнеса.

— Часть из этих людей, действительно, прежде находилась в тени, причем это их вполне осознанная позиция. Других бизнесменов можно назвать вполне публичными персонами, но по ряду причин широкой известности не получившими. В принципе, подобная ситуация характерна не только для России, но и для Европы, Северной Америки и Азии — там действительно немало бизнесменов, предпочитающих не «светиться» по различным причинам, в том числе в силу особенностей характера.

«СП»: Насколько активно иностранные компании продолжают уходить из России?

— Здесь интересная ситуация: западный бизнес из России уходит, одновременно желая в остаться в нашей стране — отчасти потому что не хочет терять сделанные инвестиций, а также видит перспективы работы на нашем рынке, довольно значительном. Поэтому иностранные компании нередко предпочитают включать в соглашения о продаже своих российских активов оговорку об опционе обратного выкупа при благоприятных обстоятельствах. А в некоторых случаях владельцами становится российский топ-менеджмент предприятий, успешно работавший при прежних инвесторах. Поэтому вряд ли стоит удивляться, если со временем западные игроки будут постепенно возвращаться в Россию, особенно когда санкции против нашей страны станут полнейшей фикцией и не будут нести рисков для зарубежных бизнесменов.

Экономист Никита Масленников отмечает, что новые собственники предприятий точно не набираются «с улицы».

— Во всяком случае, эти бизнесмены должны быть совершенно понятными регулятору — правительственной комиссии по контролю иностранных инвестиций. Мы знаем, что это могут быть руководители, которые известны высокопоставленным чиновникам, — скажем, генеральным директором компании «Данон Россия» в июле нынешнего года стал племянник Рамзана Кадырова. В некоторых случаях новыми владельцами становятся представители менеджмента компаний, участвовавшие в управлении или являвшиеся совладельцами — ведь данные предприятия, как правило, акционерные общества. Иногда зарубежный актив переходил к российским партнерам, поставлявшим сырье, комплектующие и так далее. В общем, это люди, обладающие опытом управления компаниями, а также понимающие особенности данного бизнеса.

«СП»: То есть процесс шел постепенно?

— Мы же видим, что резкого падения ассортимента товаров не произошло. Конечно, некоторые виды продукции, особенно на продовольственном рынке или промышленные товары в магазинах, стали называться иначе, но они идентичны ранее популярным брендам. Скажем, компания Danone переименовала бренд «Активиа» в «АктиБио». Изменились название и дизайн упаковки. Это тоже особенность происходящего в ряде сегментов рынка. Очень важно, что сохранились рабочие места, этому обстоятельству уделялось серьезное внимание при смене владельцев.

«СП»: Российские собственники эффективно управляют бизнесом?

— Выводы делать рано — прошло всего около полутора лет, а в некоторых компаниях и того меньше. Это слишком мало, чтобы давать оценки.

«СП»: Насколько велика доля иностранных компаний, покинувших наш рынок

— От 15 до 20 процентов из работавших ранее в России. Это не так много. Здесь другая сложность — порой из-за того, что компания покидает Россию, прекращается подпитка технологиями. И это представляет серьезную проблему. Последний пример — американская компания HP начала ликвидацию дочернего предприятия в России «ЭйчПи Инк». Поэтому в ряде случаев требуется достаточно быстрая реакция того же Минпромторга, чтобы не пострадали пользователи продукции уходящей компании.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.