Business is booming.

Оксана Журавлева: «Задача учителя — сделать все, чтобы помочь ребенку»

Оксана Журавлева: «Задача учителя — сделать все, чтобы помочь ребенку»

В США в 2021 году только около 19% американцев с ограниченными возможностями были трудоустроены. В России, по данным Forbes, сегодня около 10,4 млн людей с инвалидностью, среди них почти 4 млн — люди трудоспособного возраста, но только 26% из них официально работают. К сожалению, проблема социализации и трудоустройства таких людей актуальна. Во многих странах, в том числе и в нашей, место работы имеют примерно 1/5 — ¼ людей с ОВЗ.

Сегодня у нас в гостях Оксана Журавлева, коррекционный педагог, учитель физики и математики, автор собственных методик преподавания и научных работ. Она обучает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и помогает им подготовиться к получению профессии. Оксана Евгеньевна рассказала, почему таким людям подходят методики преподавания для одаренных, как наилучшим образом адаптировать ребенка с ОВЗ к взрослой жизни и как каждый из нас способен помочь им.

Причины того, что только небольшой процент людей с ОВЗ трудоустроен, связаны с объективными нарушениями их здоровья и с несовершенством общественного устройства и государственной политики.

В обществе человек с ОВЗ нередко подвергается социальной стигматизации, причем часто она выражается не в плохом отношении, а, наоборот: на работу, с которой он бы справился, его не принимают из опасений навредить его здоровью. Оксана Журавлева убеждена — к людям с ОВЗ следует относиться так же, как к тем, у кого нет заболеваний:

«Если мы будем со школьной скамьи воспринимать человека с ограниченными возможностями как полноценного, это будет только полезно нашему обществу. Точно также необходимо со школьной скамьи прививать ребенку мировоззрение, что нельзя мусорить, ругаться, скандалить. Таким вещам в воспитании детей надо уделять особое внимание, чтобы у нас было здоровое общество».

Оксана Евгеньевна считает: для того, чтобы люди относились к инвалиду как к полноценному члену общества, нужно, помимо прочего, переставать употреблять слово «инвалид» по отношению к нему. «Мне нравится, как говорят на Западе: „Люди с дополнительными потребностями (people with additional needs)“. У нас же это „люди с ограниченными возможностями“. Мне первая формулировка нравится больше — из определения понятно, что человек нуждается в помощи, заботе, но при этом не подчеркивается его беспомощность», — рассуждает Оксана Журавлева.

Трудоустройство людей с ОВЗ — серьезная проблема, и, на взгляд Оксаны Журавлевой, эта проблема должна решаться на государственном уровне: как вариант — можно увеличивать число бюджетных мест для учеников с инвалидностью в колледжах и училищах, а по окончании учебы организовать распределение таких выпускников по рабочим местам. Иначе получается, что школа учит, прикладывает все усилия, готовит к профессии, а дальше никто не создает условия для получения такими детьми профессии или рабочего места на предприятии. Исправить ситуацию к лучшему — вот что должно войти в число первоочередных задач государства, уверена Оксана Журавлева.

Сама Оксана Евгеньевна вносит большой вклад в то, чтобы подготовить учеников к получению профессии и труду: она — автор научной статьи «Особенности обучения физике и математике детей с задержкой психического развития: глубокий анализ теоретического и практического контекста», опубликованной на платформе Педагогика Онлайн; Оксана — опытный коррекционным педагог, за плечами которой успешно сдавшие итоговые экзамены и поступившие в уважаемые университеты России ученики; Оксана сама разрабатывает проекты и методики для детей с ОВЗ и обучает учителей способам преподавания этой категории школьников.

«Мне довелось преподавать в лицее, у нас там было много отличников, призеров олимпиад. В тот период я совмещала две работы, вела занятия в другой школе, коррекционной, — рассказывает Оксана Журавлева. — Неожиданно для себя я обнаружила, что в ряде случаев методики преподавания, которые рекомендованы для одаренных детей, весьма эффективны при обучении школьников с ОВЗ. Обратная ситуация тоже имеет место: педагогические приемы, полезные детям-инвалидам, хорошо работают и при ведении уроков у отличников-олимпиадников».

Среди методических разработок Оксаны Евгеньевны — Технологическая карта уроков, которая находится в открытом доступе и уже используется заинтересованными преподавателями в школах на уроках физики. Эта разработка — новый, хорошо проработанный инструмент в руках педагога, которая уже используется в школах по всей России.

Кроме того, уникальность данной методической разработки Оксаны еще и в том, что она может быть применима и в коррекционной педагогике, так как основаны на опыте педагога-предметника, профессионально работающего с особенными детьми.

Оксана Журавлева, публикуя статьи и оригинальные материалы, помогает учителям лучше понимать, как работать с детьми, у которых ОВЗ. Работа Оксаны высоко ценится коллегами, профессиональным сообществом. За вклад в развитие специального (коррекционного) образования и распространение лучших педагогических практик Оксана Евгеньевна получила признание профессиональным сообществом и была награждена почетными грамотами и благодарственными письмами.

Оксана Журавлева активно участвует в научных мероприятиях, где собираются лучшие специалисты по коррекционной педагогике страны. Она одержала победу в одном из самых престижных педагогических соревнований в стране — «Учитель года» 2023, в категории «Учитель-исследователь». Кроме того, в том же году Оксана была приглашена для участия во Всероссийском конкурсе лучших педагогических практик «Мастера педагогики» и оценивала работы выдающихся преподавателей. Стоит отметить, что методики победителей помещаются в Сборник лучших учителей России. Такие достижения не прошли незамеченными, своим участием как в качестве участника, так и члена жюри, Оксана в который раз подтвердила свой статус талантливого педагога, преданного делу специалиста и автора актуальных оригинальных материалов, тем самым двигая вперед и развивая педагогическую сферу в России.

Получив диплом коррекционного педагога, Оксана Журавлева поняла, что способна сделать многое для особенных ребят. Она стала работать учителем в классах детей с ОВЗ. Пристальное внимание Оксана Евгеньевна уделяет социализации школьников с ограниченными возможностями: именно этой теме была посвящена ее дипломная работа по коррекционной педагогике. Исследование, проведенное Оксаной Журавлевой среди учеников 8-х классов с ОВЗ, показало: нужна кропотливая профориентационная работа.

В настоящее время в школах выделяются специальные часы на профориентационную работу. На протяжении учебного года Оксана Журавлева вела занятия по профессиональной ориентации — один раз в неделю. После них 80% учеников ее 7 «Б» класса поделились своими планами насчет будущей работы.

Оксана Журавлева, посвятившая много лет изучению передовых мировых методик и являясь автором своих, считает трудотерапию (эрготерапию) важным звеном социализации и профориентации школьника с ОВЗ.

«Трудотерапия рекомендуется в настоящее время авторитетными медицинскими организациями, такими как Национальная детская больница при Государственном медицинском университете Огайо, Колумбийский университет, Американская академия педиатрии, Американская ассоциация трудотерапии, Королевский колледж трудотерапевтов в Великобритании, — рассказывает Оксана Евгеньевна. — В нашей стране этот метод лечения был прекрасно развит в советские годы, когда действовали учебно-производственные комбинаты (УПК)».

«Я буду продолжать развиваться как профессионал, создавать еще больше собственных материалов и обмениваться методиками с коллегами по всему миру. Цель педагога — передача знаний, умений, опыта, ценностных, нравственных ориентиров, а также формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать свой потенциал. Но для того, чтобы реализовать поставленную цель, педагогу необходимо иметь достаточный уровень профессиональных знаний и умений, а также грамотные инструменты для работы», — заключает Оксана Евгеньевна.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.