Уроки Эквадора: Сращивание криминала и чиновников до добра не доводит
В Эквадоре развернулось вооруженное противостояние — в столицу страны Кито стянуты танки, президент страны Даниэль Нобоа подписал указ об объявлении «внутреннего вооруженного конфликта» на 60 дней. Военным поставлена задача «разместить передовые группы в стратегических точках» и восстановить контроль над пенитенциарной системой. Со стороны парламента им гарантирована амнистия в случае превышения полномочий.
На столь радикальный шаг глава государства пошел после серии бунтов в местах заключений, а также побега 7 января главаря крупнейшей банды «Лос-Чонерос» Адольфо Масиаса по прозвищу «Фито». 8 января его должны были перевести в тюрьму особого режима «Ла-Рока», однако охрана не обнаружила заключенного в камере. Побег стал предметом обсуждения в руководстве страны, президент даже созвал заседание Совета безопасности.
Накануне беспорядков, 9 января, несколько участников вооруженной группы ворвались в здание телекомпании TC Television в Гуаякиле и взяли в заложники журналистов.
Спустя некоторое время спецназ освободил заложников и задержал 13 участников нападения. После этого в городе вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых восемь человек погибли и еще двое получили ранения различной степени тяжести.
В городах Кито и Гуаякиль после нападения на телестудию TC Television стали закрываться магазины и торговые центры, а также образовательные учреждения. На дистанционный режим функционирования в целях безопасности перешли Национальное собрание, Судебный совет, генпрокуратура и другие госструктуры.
Как сообщают СМИ, действовать армейские подразделения будут против 22 крупнейших бандитских группировок, существующих в стране. По словам главы Объединенного командования ВС Хайме Вела, «каждая упомянутая в указе террористическая группировка является военной целью».
На фоне происходящих событий российское посольство в Эквадоре призвало в телеграмм-канале соотечественников воздержаться от поездок в эту латиноамериканскую страну. Власти Перу направили на границу с соседней страной полицейский спецназ.
Публицист, эксперт по социальным движениям в Латинской Америке Олег Ясинский отмечает, что происходящие драматические и трагические события в Эквадоре являются следствием политики предыдущих президентов, правивших в стране после ухода Рафаэля Корреа в 2017 году.
— После ухода Корреа, пытавшегося выстроить социальное государство, последующие руководители занимались уничтожением государства как такового. Они передавали функции государства в различных сферах в частные руки, происходило сращивание криминального бизнеса с государственным аппаратом. Впрочем, нечто подобное можно наблюдать и в других странах Латинской Америки.
Международные криминальные дельцы стремятся превратить Эквадор в логистический центр регионального наркотрафика, поскольку эта страна чрезвычайно удобна в плане транспортировки наркотиков из региона в США и Европу.
Все происходит на фоне передела власти, смычки интересов влиятельных чиновников и наркодельцов. Сейчас мы видим, что некоторые персоны не пришли к общему соглашению, и начались беспорядки. Нынешний президент ничем не отличается от своих предшественников, поэтому в ближайшее время стороны все-таки договорятся.
«СП»: Вроде бы проблема сращивания криминала и государственного аппарата стоит в странах Латинской Америки довольно давно.
— Так и есть. В 1980-е годы, когда возобладала неолиберальная экономическая модель, тогда ведущие экономические группы стран региона нашли общий язык с наркоторговцами на почве рентабельности. Тогда и началось сведение роли государства к минимуму, в госаппаратах культивировалась социальная безответственность. Причем данный процесс происходил при участии США, которые его направляли и поддерживали.
«СП»: Может ли нечто подобное произойти в других латиноамериканских странах?
— Такое уже происходило в соседней Колумбии. Это идет в Перу, где больше года назад произошел государственный переворот, оставшийся без внимания ведущих мировых СМИ. Там тоже довольно слабое государство, и социальные движения гораздо менее сильны, чем в том же Эквадоре. Кстати, криминализация общества выгодна нынешним правящим кругам еще и в плане борьбы с социальными движениями. Чем сильнее люди вовлечены в наркобизнес, тем меньше они могут участвовать в социальных движениях. Это позволяет власти держать общество под контролем. После пандемии бедные люди в регионе стали еще беднее, и нищета дает возможности сильнее их контролировать.
Гендиректор Латиноамериканского культурного центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской также считает, что корни эквадорских событий лежат в резком изменении политического курса, произошедшего при Ленине Морено.
— Это следствие предательства Морено, который отдав «латиноамериканскую Швейцарию» Корреа в руки проамериканской олигархии, привел тем самым страну в состояние тотального бесконечного хаоса. Избравшись как последователь национально ориентированного лидера Корреа, Морено резко изменил курс и присягнул империи — Соединенным Штатам. Еще десять лет назад многие рассчитывали, что к 2024 году Эквадор станет первой экономикой Латинской Америки. Но сегодня мы видим противоположную картину.
«СП»: То есть, последующие президенты, несмотря на разницу платформ, проводили ту же политику?
— Да. И происходящие процессы — следствие прихода в регион марионеточных лидеров, которые вместо развития государства начали заниматься выводом капитала в Майами, что сильно ударило по социальной сфере и благосостояние эквадорцев упало в разы. Именно тогда произошел рост преступности, усиление картелей и банд, почти побеждённых Корреа, а государство словно не мешало этому, так как было занято дележкой большого пирога, зачастую используя преступность в своих целях.
«СП»: Получится ли у президента Нобоа справиться с ситуацией?
— Вопрос сложный, так как Латинская Америка это регион полумер — часто процессы борьбы с преступностью носят лишь ограниченный характер, когда бандитов выдавливают с улиц в подполье, но при этом проблема не решается в корне. Возможно, мы скоро услышим о «стабилизации» ситуации и «полном контроле». Однако если Нобоа все же решил всерьёз искоренить власть ОПГ — стоит ожидать затяжной войны на несколько лет. Поэтому трудно предсказать, какой вариант он выберет.