Поставки Россией урана в Соединенные Штаты — без этого никак
Россия является крупнейшим поставщиком урана на американский рынок. Так, по данным государственной корпорации «Росатом», за семь месяцев в Соединенные Штаты было поставлено 452 тонны этого топлива, или 32,7 процента от всего объема поставок.
28 сентября официальное издание «Росатома» — «Страна Росатом» — сообщило, что экспорт урана из Санкт-Петербурга в США приостановлен из-за отсутствия страхового покрытия. Издание подсчитало, что, таким образом, Соединенные Штаты будут терять примерно 65 тонн урана в месяц, что составляет почти 33 процента от ежемесячного объема импорта страны.
Впрочем, спустя некоторое время, представитель госкорпорации, пожелавший остаться анонимным, заявил, что сообщения издания «Страна Росатом» не соответствует действительности. «„Росатом“ исполняет принятые обязательства в рамках заключенных контрактов перед иностранными заказчиками в полном объеме», — сказал он.
В свою очередь доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков в беседе со «Свободной Прессой» обратил внимание, что если бы Россия в действительности остановила поставки урана в Соединенные Штаты, это могло бы вызвать серьезные последствия.
— Американские компании — одни из крупнейших клиентов по приобретению урана. Естественно, что сразу возникает высокий дополнительный спрос, который сложно удовлетворить.
Мы видели, что даже из-за информации о приостановке поставок, мировые цены на уран побили рекорд — они поднимались до 70 долларов за фунт. А если бы поставки были приостановлены, всплеск цен был бы и вовсе до заоблачных высот, а в условиях инфляции в западных странах такие резкие изменения цен могли бы стать катастрофой — американцам пришлось бы покупать уран по более высоким ценам у менее надежных поставщиков с негарантированным качеством.
Россия же за много десятилетий по поставкам такой высокотехнологичной продукции зарекомендовала себя поставщиком надежным, чья продукция соответствующего качества.
Кроме того, от подобного экспорт зависит и государственная безопасность США, потому что смена поставщика неизбежно повлекла бы смену технологий. А если менять технологии, как говорится, на скорую руку, это может привести к серьезным технологическим проблемам. Могут быть даже аварии — техногенные катастрофы.
«СП»:Но учитывая современные отношения со Штатами, не получается ли так, что мы недружественному государству продолжаем поставлять стратегическое сырье? Может, пора бы разорвать контракты?
— Здесь есть две стороны. С одной — мы в недружественную юрисдикцию поставляем сырье. А с другой — уран стоит очень дорого, а недружественное государство переводит нам за это сырье средства. А это достаточно серьезные деньги — там большая добавленная стоимость. Получается, что своими покупками Соединенные Штаты не только улучшают доходность Росатома, но и поддерживают нашу экономику и пополняют наш бюджет,
Экономические взаимоотношения всегда — это не односторонняя выгода, это выгода для всех.
Кроме того, если будет остановка в поставках — понятно, что она будет долгосрочной. Росатом потеряет клиентов на достаточно долгий срок, потребуется перестройка логистики, перестройка технологических процессов. А ведь мы не знаем, что будет через два-три-пять лет — будет ли такой же напряженной геополитическая ситуация как сейчас, — а она я надеюсь, что она все-таки улучшится. И тогда сотрудничество даже в условиях санкций скажется на финансовых показателях.
Как мне кажется, здесь надо действовать исходя из не только из законодательства, регулирующего торговые взаимоотношения государств, но и здравого смысла, думая о завтрашнем дне. На мой взгляд, это было бы самым правильным в данной ситуации.
«СП»: А что, другого покупателя на наш уран мы найти не можем?
— Уран товар весьма специфический, перенаправлять его на другие рынки довольно сложно, потому что у новых покупателей должны быть соответствующие виды промышленности. Да, эти виды промышленности развиты в некоторых странах, однако поиск новых потребителей может занять не месяцы, а годы.
Сейчас по урану у нас есть сложившиеся цепочки, и Соединенные Штаты — одно из таких государств. Сами поставки урана в США гарантируют зависимость этой страны от России: наши партнеры начинают осознавать, что санкции контрпродуктивны, что надо искать возможности по переговорам.
Не обязательно поставки останавливать — достаточно того, что американцы должны осознать, что такая угроза может стать реальной, и это приведет к очень серьезным последствиям для американской промышленности.