Николай Платошкин: «Что-то мне подсказывает, что чиновников не вдохновит пример Кадырова платить долги за бедных»
Оплатить долги малообеспеченных граждан в магазинах предложил региональным чиновникам глава Чечни Рамзан Кадыров на расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития республики.
Сообщение о том, что «многие люди из-за отсутствия материальной возможности вынуждены покупать товар в долг» чеченскому лидеру направила замруководителя администрации главы и правительства региона Хадижат Кадырова. «Было бы хорошо помочь им их закрыть. Будет хорошо, если каждый возьмет на себя участок и оплатит долги. Я отдам долги … в районе, в котором живу», — сказал он.
Следует пояснить, что в Чечне распространена практика покупки товаров в магазинах «под тетрадь», распространенная в основном торговых заведениях в небольших населенных пунктах. Как правило, на данных территориях люди друг друга хорошо знают и уровень доверия довольно высок.
При этом идея погашения долгов за малоимущих предлагается в Чечне не впервые — ранее состоятельные граждане уже делали это после призывов Рамзана Кадырова, особенно часто аналогичные поступки совершаются в священный для мусульман месяц Рамадан, когда, согласно исламу, благие дела приумножаются.
Можно напомнить, что с аналогичным предложением Рамзан Кадыров уже выступал в 2021 году. Тогда в Чечне проходила большая благотворительная акция, в ходе которой для координации действий в популярных мессенджерах были созданы группы с участием руководителей всех министерств, ведомств, районов, силовых структур и представителей высшего духовенства.
Еще раньше, в 2019 году Кадыров предлагал списать задолженность жителей республики за газ, объяснив это тем, что ранее Россия простила многим государствам долги прошлых лет. «И этот жест доброй воли всеми принимается положительно. Чечня и ее народ надеются, что в силу сложившихся особых обстоятельств государство и компания [“Газпром”] пойдут им навстречу. И такое решение будет справедливым», — говорил глава Чечни.
А как к примеру Кадырова отнесутся в других российских областях и республиках?
Политолог из Барнаула, руководитель регионального Центра политического консалтинга Константин Лукин считает, что подобные инициативы вполне могут найти отклик в других регионах страны, в том числе в Алтайском крае. Правда, далеко не повсюду.
— На уровне небольших муниципалитетов такое предложение вполне может быть воспринято. Там, где люди друг друга знают, доверяют ближнему. В таких местах вообще считается в порядке вещей оказывать соседу какую-то помощь. Но вот, скажем, в мегаполисах данная инициатива уже вряд ли пройдет.
«СП»: То есть, на небольших территориях предложения насчет благотворительности воспринимаются лучше?
-Да, именно так. Именно там подобные инициативы, с учетом местных особенностей, конечно, конечно, найдут отклик и могут быть воплощены. Но, повторю, не в мегаполисах и вообще крупных городах.
«СП»: Может, в Чечне важную роль играет религиозный фактор, где благотворительные акции регулярно проходят в священный месяц Рамадан?
— Вряд ли. Не столь важно, преобладает среди местного населения, скажем, буддизм, ислам или православие — все-таки за годы совместного проживания в Российской империи, Советском Союзе у различных народов сформировался, в принципе, единый менталитет. Он включает в себя понимание важности взаимопомощи, поддержки ближнего. Это уже в нашем культурном коде.
«СП»: То есть, местное чиновничество, бизнес на таких небольших территориях понимают нужды простых людей?
— На самом деле, это понимание встречается довольно часто. И взаимовыручка в разных формах присутствует там постоянно. В общем, понимание слова Кадырова найдут не только в кавказских республиках.
Впрочем, политик Николай Платошкин скептически оценивает возможность широкого распространения инициативы чеченского руководителя.
— Что-то мне подсказывает, не найдет она широкого положительного отклика среди наших чиновников. На мой взгляд, здесь инициатива должна быть другой и касаться увеличения реальных зарплат наших соотечественников. Особенно тех, кто живет в регионах, не в столицах. Ведь люди почему берут под запись продукты в магазинах? Потому что им не хватает денег! И чтобы исключить такого рода явления, надо работать над повышением их доходов.
Когда я на стриме сообщил, что средняя зарплата в стране составляет 73 тысячи рублей, согласно официальным данным — меня же закидали, так сказать, виртуальными помидорами. Люди стали возмущаться: откуда такие данные, откуда такие зарплаты?
«СП»: Официальные данные и впрямь, мягко говоря, вызывают вопросы.
— Я являюсь помощником депутата Госдумы Анжелики Глазковой, представляющей Алтайский край, Республику Алтай и Республику Тыва — там средняя зарплата гораздо ниже даже официальной.
Я уже не говорю, что в этих регионах очень много людей получают минимальную зарплату, в частности, в сфере культуры — библиотекари, артисты местных театров. Как и медицинский персонал в больницах, скажем, нянечки в больницах, стирающие, убирающие, выполняющие непростую работу.
Все получают минимальную зарплату! По-моему, задача не в проведении такого рода разовых благотворительных акций, а в системном повышении зарплаты этим и другим категориям граждан, получающих за свой труд небольшие деньги.
«СП»: Другими словами, задача чиновников — сделать так, чтобы не было долгов. Для этого нужно как-то заставить, стимулировать чиновников или поменять их? Как можно улучшить качество аппарата?
— Улучшить качество можно только одним способом — их выборностью. Я и мои сторонники, например, предлагаем выборность судей. Как в советское время была выборность судей, были народные заседатели. Судьи отчитывались перед избирателями, которые могли их отозвать, если они плохо выполняли свои обязанности.
То есть, выборность как можно большего числа чиновников и право их отзыва, если они ненадлежащим образом выполняют свою работу. Вот единственное лекарство, которое позволит улучшить работу управленческого аппарата.