МВД призналось, что «на земле» работать некому
Российскому МВД не хватает около 100 тысяч сотрудников, сообщила на заседании Госдумы по рассмотрению проекта бюджета на 2024 год руководитель финансово-экономического департамента министерства Ирина Кальбфляйш. По ее словам, «остро и актуально» встал «вопрос наличия полицейского на улице».
«Уровень денежного довольствия, заработной платы в нашем ведомстве, мягко говоря, уже не то что неконкурентоспособный…», — цитирует чиновницу «Коммерсант». Однако привлекать в ряды полиции высокими зарплатами авторы проекта бюджета, похоже, не намерены — плановая индексация жалования в будущем году в документе не предусмотрена. Все это не дает возможности «удовлетворить все финансовые потребности» МВД, заявила Кальбфляйш.
Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заявил в ходе заседания, что в проект бюджета следует внести поправки и проиндексировать зарплату сотрудникам полиции. «…вопрос поднимался, по МВД ситуация близка к критической, просто не хлебом же единым… Как-то реагируйте тоже на ситуацию».
Кадровый голод ощущается не только в МВД — об аналогичной проблеме рассказал начальник договорно-правового департамента Росгвардии Олег Ветров. По его словам, с финансированием ведомства есть сложности, которые особенно остры в новых российских регионах: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
О нехватке кадров, напомним, еще в августе нынешнего года говорил министр внутренних дел Владимир Колокольцев. По его словам, в июле из МВД уволилось около 5000 человек, что соответствует численности одного регионального управления. А в ноябре 2022-го глава МВД оценивал недокомплект в 90 тыс. человек. Как вариант решения проблемы министр тогда предлагал предоставление жилья, особенно участковым в регионах.
По словам руководителя координационного совета Межрегионального Московского профсоюза сотрудников полиции Михаила Пашкина, дефицит кадров в МВД действительно серьезный, но дело не только в нем.
— Конечно, отчасти отток кадров вызван уходом физически крепких людей в армейские подразделения в зону СВО. Там заработная плата в три раза больше, чем у полицейских. Конечно, деньги тоже играют роль, но главное все же не в этом.
«СП»: В чем же?
— Судите сами: уже отмечено немало случаев, когда сотрудникам, работающим честно и добросовестно, могут создавать непростые условия и даже увольнять. К примеру, недавно мы на своем сайте сообщили о случае в Алуште. Там сотрудница рассказала на видео, что ее мужа хотят уволить и в целом сложилась очень нездоровая обстановка.
Она записалась на прием к заместителю министра в Крыму. В отношении ее мужа, тоже сотрудника, сразу три служебных расследования возбудили, и в результате обоих уволили. За то, что она выложила в открытый доступ видео, на котором рассказала о происходящем. То есть, получается, никто не стал разбираться, наказывать виновных — вместо этого людей выставили вон. Муж у нее был начальник отдела, почему-то перестал устраивать руководство. А ведь в Крыму некомплект сотрудников МВД составляет 15 процентов, если не больше. В этом регионе рассказывают о случаях, когда начальство, служившее еще в украинский период, старается избавиться от людей, прибывших «с материка».
«СП»: Получается, Крым неблагополучный в этом плане регион?
— Немало сигналов о случаях несправедливости поступает из Москвы. Часть из них описана на нашем сайте, есть соответствующие документы. Одна сотрудница забеременела, сообщила об этом начальству. Ведь бронежилет и прочие тяжести в такой ситуации она таскать не может. Но начальство навстречу не пошло, у женщины случился выкидыш.
Случай в Москве: сотрудница, работающая в дознании, получила четыре взыскания. По работе ей пришлось проводить проверку в местности, где грязь непролазная. Женщина после работы постирала форму, по этой причине пришла на работу в гражданке — ей строгий выговор влепили. На один день просрочила подачу документа, поскольку у нее просто завал материалов — еще один строгач.
«СП»: Это морально давит или и материально тоже?
— Выговор чреват лишением премии, таким образом экономится фонд заработной платы. Выделенные, но не израсходованные деньги, получается, к концу года оказались сэкономлены. И начальство может выписать себе солидные премии.
Еще один момент. Все поощрения сотрудникам органов, согласно указу президента от 2012 года, должны доводиться перед строем, всему личному составу. Это касается и премий. Но при этом не говорится, какие суммы выдаются. И начальство порой выписывает «нужным людям» премии, которые большую часть денег «возвращают». Люди это видят и часто не выдерживают. Либо дослуживают срок и уходят, либо находят другую работу и увольняются. А кому охота работать за троих-четверых, не получая при этом соответствующей доплаты?
Участковый порой ведет два-три участка, а ему оплачивают как за один. По большому счету, это можно назвать принудительным трудом. Также существуют неясности с планами, которые, случается, заставляют людей заниматься поиском непонятных нарушений.
«СП»: То есть дело не столько в финансировании, сколько в приведении в порядок самой организации правоохранительной системы?
— Так и есть. Раньше, в советский период и даже чуть позже, в органах были дружные коллективы. Мы, сотрудники отделов, выезжали вместе на футбол, были спортивные дни, различные формы сплачивания людей. Сейчас ничего этого нет. Каждый за себя. Отсюда подсиживания, прочие неприглядные вещи. И честным людям в таких условиях непросто, их порой просто выживают. Трудная ситуация в этом плане имеет место во многих регионах.
«СП»: Вы прямо безвыходную картину нарисовали.
— Выход есть, и он очень прост. В законе «О полиции», в 9-й статье, среди прочего говорится, что одним из основных критериев оценки деятельности органов МВД является мнение населения. Вот и следует спросить мнение граждан о работе полиции.
Грядут выборы президента. Ничто не мешает поставить на участках отдельные урны для опроса граждан об их отношении к работе территориального органа внутренних дел. Если большинство оценит положительно, то начальника следует поощрить — премию дать, еще как-то.
Если отрицательно — уволить за недоверие. И результаты позволят оценить работу и начальника по региону, и в целом министерства. И тогда наверху задумаются: как следует строить работу — для людей или ради своих карманов. Это даст возможность привести в порядок всю систему.