Китай замахнулся на Мировой океан, но Севморпуть остается за Россией
Китай, у которого есть военная база в Джибути, недалеко от Баб-эль-Мандеба, глобальной контрольной точки у входа в Красное море, недавно направил эскадру из шести кораблей в Персидский залив, сначала в Маскат, а теперь в Кувейт.
В плавании участвовала 4-я оперативная группа военно-морского сопровождения НОАК. Прошли совместные учения с ВМС Омана. В Персидский залив китайские корабли прибыли от берегов Сомали, где несли боевое дежурство по сопровождению торговых судов.
В состав оперативной группы входят «Цзыбо», эсминец с управляемым ракетным оружием (УРО), фрегат «Цзинчжоу» и судно снабжения «Цяньдаоху».
Китайская эскадра всерьез переполошила Пентагон, говорится в аналитическом отчете. В издании USNI News Джон Грейди, бывший главный редактор Navy Times и экс-директор по коммуникациям Ассоциации армии США, сообщает подробности.
Особое беспокойство за океаном вызвало то, что китайские корабли появились в непосредственной близости у берегов Израиля и Палестины. Китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что решение о создании двух государств — израильского и палестинского — является «фундаментальным выходом» из ближневосточного тупика. При этом дипломатическую позицию по Ближнему Востоку Пекин координирует с Москвой.
Базы ВМФ НОАК будут от Камбоджи до Гвинеи
Китай готовится к беспрецедентной военно-морской экспансии. И намерен построить несколько баз ВМФ не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и на атлантическом побережье Африки.
Пекин сейчас крайне заинтересован в геополитическом преимуществе, особенно с точки зрения свободы военных операций. Китай уже инвестировал в «целую полосу портов» в развитие своей десятилетней инициативы «Пояс и Путь», но неясно, какие из них будут использоваться для будущей военно-морской базы, говорит Александр Вули, один из авторов исследования и директор по партнерствам и коммуникациям в AidData.
В работе анализировались данные из открытых источников, собранные до 2021 г., чтобы определить 8 портов, которые потенциально могут быть пригодны для военно-морских баз в ближайшие годы. Они находятся как вблизи Китая (Реам в Камбодже), так и на большом удалении (Бата в Экваториальной Гвинее, на Атлантическом побережье).
Авторы исследования написали, что выбор был основан на сочетании факторов. Среди них масштабы финансирования Китаем в портовую инфраструктуру; стратегическая ценность и расположение; прочные отношения с элитами принимающей страны; совпадение позиций с голосованием Китая в Генеральной Ассамблее ООН; характеристики с чисто военной точки зрения.
Как ослабла военно-морская мощь США
Растущее геополитическое и геоэкономическое влияние Китая заметно по числу кораблей, совершающих дальние походы, а также в развертывании и продолжающемся строительстве авианосцев для защиты морских путей сообщения. Непосредственное же внимание Китая по-прежнему сосредоточено на Тайване, говорит Брент Сэдлер из Центра национальной обороны Heritage Foundation и автор книги «Военно-морская мощь США в XXI веке».
Любые новые базы автоматически не будут выглядеть как американские зарубежные объекты или даже как собственная база ВМФ НОАК в Джибути, уверены эксперты.
У Китая пока нет таких же тесных отношений с другими странами, как, например, у США с Италией (через НАТО), что позволяет действовать в Неаполе без ограничений. В таких порта у американских ВМС хранятся запасы оружия, специального топлива, необходимого для авиации и надводных кораблей, а также средства «для проведения высокоточного ремонта» в особый период, сказал Сэдлер.
Для создания таких многофункциональных баз ВМФ Китаю необходимы более доверительные отношения с принимающими странами.
«Китайцы преподносят себя другим странам так: «мы не колонизаторы», — говорит Александр Вули. Поэтому Китай рассматривает коммерческие порты, которые можно было бы использовать в гибридных целях «для поддержки военных», говорится в исследовании.
Китай может заключить военно-морские соглашения с Россией, Ираном и Сирией
USNI News указывает, что у КНР гигантский интерес к южной и центральной части Тихого океана, где расположены концентрические цепочки островов. Вероятнее всего, китайская база может появиться на Соломоновых островах или Вануату, говорится в докладе.
Портовых объектов России в списке нет. Эксперты объясняют это тем, что большая часть китайских инвестиций в российские порты направлена на транспортировку энергоносителей по Севморпути и вряд ли предусматривает присутствие на нем ВМФ НОАК. Вместе с тем, Китай и Россия проводят военно-морские учения и, как пишет USNI News, в перспективе могли бы достичь соглашения о совместных операциях на море. Однако вряд ли китайские военные корабли допустят в российские гражданские порты.
«Для Китая было бы разумно заключить договор о безопасности и военно-морском сотрудничестве с такими союзническими странами, как Иран, Россия, Сирия или Венесуэла. У них наименьшее совпадение позиций с США при голосовании в Генассамблее ООН», — говорится в исследовании.