Керчь спасает погибших бойцов от штормового небытия
Волонтеры поискового объединения «Крымский рубеж» — обычные гражданские люди. Тем не менее, ранним утром минувшего воскресенья весь керченский отряд «Рубежа» поднялся по тревоге.
Экстренное сообщение пришло из Героевского. Есть у моря к югу от Керчи пригородный курортный поселок с таким вот вовсе не курортным названием. Сильнейший шторм размыл береговой склон, с каждым часом приближаясь к Мемориалу братской могилы. По утверждению местных жителей, рядом из песчаного обрыва уже виднелись кости.
Поисковики срочно выехали на место, чтобы спасти останки солдат, которых уносило морской водой. Героевское — он же кровавый Эльтиген — место одной из самых масштабных трагедий второй половины Великой Отечественной войны. С 31 октября по 11 декабря 1943 года тут проходила Керченско-Эльтигенская десантная операция.
У Эльтигена и на соседнем мысе Еникале гитлеровцы создали мощный укрепрайон, имели подавляющее превосходство в артиллерии и авиации. Увы, советское командование не учло особенности керченского побережья. Катера подходили к мелководью, десантники в полной боевой выкладке прыгали в ледяные волны. Но оказалось, дальше до берега протянулась еще одна полоса глубины. Многие бойцы не умели плавать, боезапас и оружие тянули вниз. По свидетельствам выживших ветеранов, прибой сплошь покрылся черными бескозырками. Стальные каски тонули быстрей.
Нашим войскам тогда не удалось решить основную задачу и с ходу вернуть Керченский полуостров. 40 суток тяжелейших боев, а в результате захват относительно небольшого плацдарма. Однако основные силы врага были оттянуты от крымского Перекопа. Тем самым сорвались стратегические планы фашистов нанести массированный контрудар с юга по войскам 4-го Украинского фронта, наступавшим на Правобережной Украине.
Эльдигенский десант сражался отчаянно. В буквальном смысле до конца, до последнего патрона. И чуть ли не весь личный состав остался в этой земле. Братская могила Героевского — одно из множества таких могил, разбросанных по округе. Поисковики признают, лишь малая часть от общего количества погибших нашла упокоение в официальных захоронениях. Остальные, как в песне, стали просто землей и травой.
Типичный пример. Полтора месяца на южной окраине Керчи строители вызвали группу «Крымского рубежа». Раскопан усыпанный осколками окоп круговой обороны и семь солдатских останков в нем. Из личных вещей: кружка зеленой «лысьвенской» эмали, зазубренные саперные лопатки, мундштук из оргстекла, шинельные пуговицы. Главное, в самом окопе огромное количество стреляных гильз от ППШ и винтовок. Можно представить, насколько жарким был этот последний бой.
Неизвестных героев похоронят с почестями. Вот и сейчас керченский отряд не мог позволить себе долгие сборы. За выходные штормовой ветер нагнал волны прямо на городскую набережную, залил фонари. У кромки воды вообще бушевало.
В самом Героевском выяснилось, что братская могила пока устояла. Зато рядом на обрушившемся откосе открылось новое захоронение, из которого море уже забирало бойцов. Стоя прямо в воде, керчане откапывали останки. «Первые часы, когда мы боролись со стихией, при зачистке берега удалось поднять трех человек. Сколько их там, пока нельзя сказать», — рассказывал командир отряда Виктор Густой.
Всего за один день удалось обнаружить до десяти бойцов РККА. Опять гильзы, остатки шинелей, советские монеты довоенного времени. Похоже, ребята были сброшены в яму наспех, в беспорядке, лишь присыпаны тонким слоем земли. Судя по состоянию костяков и зубов — очень молодые, максимум 18−19 лет.
Никаких документов или смертных медальонов нет. Десантники считали их дурной приметой. Еще одно похожее захоронение открылось керченским поисковикам под занавес прошлого года. Уникальная декабрьская находка — в нагрудном кармане одного из красноармейцев была медаль «За боевые заслуги».
По номеру медали выяснили имя владельца. Случай редкий, реально удача. Командир отделения 3-й роты 338-го отдельного инженерного батальона, младший сержант Михаил Ордов. Родился в 1922 году на Смоленщине. В учетной карточке сказано, как мужественно и умело воевал 20-летний сапер. Кроме этой награды, еще в августе 1943-го за освобождение Новороссийска был представлен к ордену «Красной звезды».
Получить орден Миша не успел. К тому времени его рота высадилась на Эльтиген. Солдатскую медаль парень спрятал в карман гимнастерки, чтобы не потерять в бою. Она и осталась в воронке от тяжелой бомбы, где лежали одиннадцать солдат и юная санитарка. Смытые морем черепа цеплялись за корневища прибрежных кустов Героевки.
Поисковый отряд намерен работать столько времени, сколько понадобится, чтобы поднять по побережью Керчи всех бойцов. Задача, скажем откровенно, трудновыполнимая. Количество погибших на один квадратный метр земли Керченского полуострова огромно, сравнимо разве что с «Невским пятачком» под Ленинградом.
Тем временем за последнее время береговая линия Героевского стремительно сокращается. Песчаные откосы один за другим рушатся в море. Например, до Памятного мемориала и братского захоронения, отреставрированного год назад, осталось меньше двух метров.
Ситуация критическая. Особенно если учесть, что нынешней весной Крым отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
22 февраля мэр Керчи Святослав Брусаков прибыл в Симферополь, на личную встречу с главой региона Сергеем Аксеновым. Городское начальство намерено просить финансовой помощи из республиканского бюджета. Иначе легендарный мемориал воинам-десантникам не спасти. Вместе с ним гарантированно уйдут под воду еще не поднятые воинские захоронения.
Первый транш решено взять из резервного фонда самой Керчи. Впрочем, этих денег явно недостаточно. Такой вывод был сделан 21 февраля на совещании в Героевском, где участвовали глава горадминистрации С.Брусаков, представители объединения «Крымский Рубеж» ДОСААФ России, а также руководитель предприятия «Стройгарант» Михаил Марченко. Его подрядная организации будет выполнять основной объем намеченных работ.
В ходе вчерашнего совещания поисковики настояли, что переносить захоронение в другое место — самый нежелательный вариант. Ведь Керченско-Эльтигенская операция проходила именно тут. Принято окончательное решение об укреплении берега, где могилы десантников и место кровавых боев.