Генсек ООН Гутерриш озаботился правилами поведения в интернет-коммуналке
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал разработать кодекс поведения в соцсетях. По мнению чиновника, пользователи должны размещать в них только достоверную информацию и без расизма.
— Цифровые платформы превращаются из средства связи людей по всему миру в источник страха, дезинформации, разжигания ненависти, — констатировал самый влиятельный генсек.
В свою очередь, пресс-секретарь постпреда России при ООН в Нью-Йорке Евгений Успенский сообщил в своем блоге, что документ уже разрабатывается Секретариатом ООН при помощи американских научных и общественных организаций.
— На наш вопрос, почему к этой работе не привлекались российские институты, звучал ответ: «Мы базируемся в Нью-Йорке, нам удобнее работать с тем, кто рядом». Получается, документ будет международным, а составляется избранным кругом авторов, — написал Успенский.
Иначе говоря, к борьбе с расизмом в соцсетях, равно как к Олимпиаде в Париже, допущены все, кроме русских. Впрочем, Россия все равно будет добиваться на площадках ООН, чтобы кодекс был адаптирован к интересам всех стран, а не только некоторых, о чем и сообщил Успенский в своем посте.
Но принять кодекс — это одно. А как добиться его исполнения, и возможно ли такое? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил начальник отдела информационной безопасности и технических средств защиты ЦКБ ГА Алексей Щучкин.
— Сам механизм контроля над выполнением правил пока не ясен. Вполне возможно, что это будет автоматическая фильтрация контента по ключевым словам из черного списка. Аналогичные механизмы давно и успешно применяются в антиспам-сервисах на почтовых серверах.
«СП»: Против использования антиспамовых сервисов никто не выступает. А как быть, если какое-то государство не присоединится к требованиям ООН по соцсетям?
— Легко будет договориться о соблюдении правил с 3−4 крупнейшими соцсетями. Искусственный интеллект обеспечит возможность выявлять запрещенный контент на любом языке. Но уже сейчас на низком старте значительное количество опробованных малобюджетных проектов с возможностью гибко реагировать на потребности пользователя, в том числе — и незаконные. В любом случае регулирование медиапространства будет принимать все более жесткие формы, но и сопротивление этому регулированию продолжит развиваться, — предполагает Алексей Щучкин.
О том, каким может получится кодекс социальных сетей ООН, «Свободной Прессе» рассказал интернет-омбудсмен России Дмитрий Мариничев.
«СП»: Дмитрий Николаевич, возможно ли создать единые для всего мира правила пользования соцсетями?
— Напрашивается аналогия с факсом. Когда возникло такое изобретение, как факс, то Совет по связи в Европе и Международный союз электросвязи начали разрабатывать методику: как должна выглядеть шапка факсимильного сообщения, какие сообщения можно передавать этой связью. Долго работали, и пока они все это готовили, в нашу жизнь пришел интернет, а факсы стали использоваться во всё более редких случаях и ушли в прошлое. Хотя у кого-то они есть и сейчас, факс можно отравить, вопрос в том, насколько он актуален…
Поэтому намерение создать кодекс о соцсетях будет реализовано, скорее всего, как раз к тому времени, когда и они, подобно факсу, исчезнут или почти исчезнут. Большинство людей перестанут ими пользоваться.
«СП»: А что придет на смену соцсетям?
— В ближайшем будущем на смену соцсетям придет индивидуальное киберпространство пользователя. Это — как с коммунальными квартирами. Когда-то они были нормой и в Советском Союзе, и во многих странах мира. Но постепенно люди переезжали из коммуналок в индивидуальное жилье.
Переселиться из коммуналки в тесную хрущевку было счастьем, потому что там все было свое, личное. Без общего туалета на несколько семей и без графика мытья ватерклозета. Чтобы мыло, которое ты покупаешь в свою квартиру, было лично твоим и твоей семьи, и телефон — лично твой, и вешалка.
Так и в области коммуникаций люди будут стремиться уйти из коммуналки — соцсетей, где нужно жить по правилам, которые установлены не тобой, и терпеть соседей, в свое личное пространство, обустроенное так, как тебе хочется.
И все ужесточения каких-то правил: начиная от удаления западными администраторами пророссийского контента (проиранского или какого-то другого), и заканчивая блокировками ресурсов с антироссийским контентом — только ускоряют этот процесс.
Люди начнут расселяться из сетевых коммуналок в свои отдельные квартиры в информационном пространстве. Соответственно, общественные информационные пространства будут либо умирать, либо преобразовываться в согласии с потребностями пользователя.
«СП»: Как это будет выглядеть с технической точки зрения?
— Эту роль уже исполняют нейросети, которые пользователь может обучать согласно своим вкусам и интересам. Те, кто пользуются персональными электронными помощниками, знают, что можно дать им инструкцию: какой контент пропускать для ознакомления, а какой — нет. Кто может знакомиться с твоими постами, а кому это запрещено.
И роль государства, а уж тем более международных организаций в таком общении будет становиться все менее заметной.
«СП»: А роль администратора, который предоставляет услугу клиенту?
— Она будет только такой, как хочет сам клиент. Технологический посредник, предоставляющий услугу, — не слепой. Он видит, когда клиенты уходят к другому посреднику.
Роль глобальных посредников ослабнет, и в какой-то монет времени на смену нескольким глобальным сетям придет множество конкурирующих между собой. Они будут управляться не неизвестным админом, который может банить любые сообщения, а самими пользователями. Примерно так же, как это уже происходит в закрытых сетевых сообществах.
«СП»: У сетей, общих для всех, не останется шансов на выживание?
— Можно предположить развитие централизованных государственных сетей. Например, Госуслуги помимо того, что они делают сейчас, в качестве эксперимента предложат еще и ассортимент, существующий в соцсетях. По крайней мере, попробовать было бы логично. Возможно, часть пользователей воспримет потенциально огромную аудиторию и «государево око» как бонус.
Но все-таки главным сетевым трендом будет децентралицация, распределение по интересам, отказ от влияния администраторов за исключением тех, которых выберут сами пользователи.
«СП»: А как в таком случае спецслужбы будут осуществлять мониторинг на предмет выявления террористической деятельности?
— За них, я думаю, можно не волноваться.