Алкогольный парадокс: Сколько водку не делай, она все равно налево смотрит
Торговцы спиртным и госструктуры отмечают рекордные темпы падения продаж, водку и коньяк покупают всё меньше. Но радоваться не стоит, дело вовсе не в том, что граждане РФ поголовно записываются в трезвенники. Катастрофическими темпами растёт рынок нелегального алкоголя, а вместе с ним — и динамика смертей от контрафактного спиртного. Помимо этого, продаётся очень много пива, «сидра» и различных «коктейлей», а эти напитки гораздо вредней, нежели обычная «беленькая».
Минус 16,4% по водке и минус 20,3% по коньяку по сравнению в прошлым годом — данные сугубо официальные, из ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта). И что — мы стали меньше пить?
Ага, как же, наоборот. В 2022 году наблюдался резкий рост потребления крепкого алкоголя, по данным аудиторской компании FinExpertiza оно выросло на 7,5%. Между прочим, самый существенный рост за последние четыре года! Оно и понятно: в стране творится невесть что, и людям хочется снять стресс, хотя бы на время забыться, отвлечься — утопить тревогу в спиртном.
Итак, цифры как-то странным образом разбегаются в разные стороны — продажи падают, а потребление растёт. Кстати, если посмотреть на третью статистику, от Росалкогольрегулирования, то с начала сего года по водке рост нулевой (но и падения нет!), по коньяку — 3,9%, а вот по неким «ликёроводочным изделиям крепостью свыше 25%» — аж на 29,1%. Странно, однако, в целом какая-то лютая «небитка»…
Судя по всему, кто-то что-то старается самым тщательным образом скрыть. Например, зависимость роста рынка от «левого» спиртного и число смертей от цен на алкоголь. Чиновники с завидным постоянством повышают минимальную цену «поллитры», собственно, именно поэтому продажи алкоголя и уходят из магазинов.
«Доля контрафакта в зависимости от региона сейчас составляет от 10% до 60%. Является ли цена сдерживающим фактором? Я бы согласился, что является, если бы не львиная доля контрафакта. Контрафактному рынку без разницы, какую вы поставите минимальную или максимальную цену. Они продают от своего сложившегося рынка, ориентированного на массового потребителя.
В борьбе с контрафактом нужна серьезная работа правоохранительных органов. Вопрос понятный, но он не такой легкий, на который можно ответить. Сейчас повысим цены — и ура. Нет. Так не будет, если правоохранительные органы не станут работать максимально профессионально в борьбе с контрафактом", — считает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции ируководитель движения «Трезвая Россия» Бийсултан Хамзаев. Учитывая то, что ядовитый спирт, из которого был изготовлен унесший более полусотни жизней «Мистер сидр», брали со склада ГУ МВД России по Самарской области, да, налицо «серьезная работ а правоохранительных органов».
Сейчас власти пытаются перевести стрелки и, одновременно, учинить ещё одно вредительство. А именно оставить медиков совсем без спирта. Типа не приватизированные мусорки виноваты в смертях, а врачи — ихний спирт не облагается акцизами. Нужно срочно это исправить!
«Сейчас мы боремся не только с метанолом, но и с нелегальным медицинским спиртом, из которого чаще всего и производят нелегальные спиртные напитки. Хотя тут, я считаю, решить вопрос просто — нужно убрать экономическую выгоду. Сейчас акциза на медицинский спирт нет, в отличие от пищевого. Поэтому в стране производится „псевдо“ медицинского спирта в четыре раза больше, чем на самом деле используется в медицине. Нужно просто сделать такой же акциз и на медицинский спирт», — вещает глава Росалкогольрегулирования Игорь Алёшин.
Толку от борьбы со спиртом ноль, вред — очевиден. В этом признаются даже сами чиновники. Но нести ответственность за свои же ошибки не хотят. Или это и не ошибки вовсе?
«В поле жёсткого контроля не находится производство и оборот медицинского спирта. Два с половиной года назад убедили Минздрав РФ и кабмин, что нужно постепенно наложить ограничения на производство медицинского спирта. Дело в том, что прямая потребность в нём — 1,6 млн декалитров. При этом производственные мощности заводов, которые получили право на производство медицинского спирта, были на 12,5 млн декалитров.
Соответствующим законом нам удалось сократить производство, но криминал пошёл на чудовищное преступление — начал применять вместо медицинского спирта технические спирты. И появились первые жертвы от метанола. Тогда мы начали бить тревогу", — говорит первый зампредседателя комитета СФ по бюджету и финрынкам, рабочей группы по совершенствованию госрегулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции Сергей Рябухин.
То есть, по сути, власти своими руками потравили кучу народа. Вместо запрещённого медицинского спирта в оборот пошла всякая отрава, а чиновники типа «бьют тревогу». Или делают вид, что это им небезразлично?
Все проблемы российского алкогольного рынка решаются одним росчерком пера — нужно просто отменить эти самые минимальные цены и убрать всевозможные акцизы. В пересчёте на зарплаты спиртное в РФ стоит совсем чудовищные деньги, в десятки раз дороже, чем в США и Евросоюзе. Там алкашей тоже хватает, но почему-то народ массово не спивается.
Победить нелегальную торговлю, даже если будет желание, чиновники не смогут. Потому, что она давно ушла в интернет.
«Объем нелегального рынка интернет-продаж алкогольной продукции оценивается в 30 млрд рублей. Наша оценка — оценка АКИТ — намного больше, мы считаем, что это 50 млрд рублей. Доля фальсификата составляет 53%. Данные были получены две недели назад», — рассказал в конце мая сего года президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Впрочем, все слова про борьбу с «левым» алкоголем не более чем популизм. Власти всё устраивает, даже более чем. Им отстёгивают, цифры взяток радуют, вдобавок выполняется заказ «общечеловеков» — уничтожение населения России. Ежегодно от некачественного спиртного погибает до 100 тысяч граждан РФ, причём не менее половины их них — люди в расцвете сил и молодёжь. Страшная статистика…
На днях Госдума одобрила разработанную Минфином схему индексации акцизов на алкоголь, они вырастут ещё на 5%. То есть легальная выпивка опять подорожает, хотя, казалось бы, уже выше некуда.
«Подобного рода индексация проходит последние три-четыре года. В прошлом году это было 4,2%, в этом году — 4,9%. Согласны ли мы с тем, чтобы повышать акциз? Нет, потому, что у нас высокий объём нелегального алкоголя, и, повышая акциз, ты тем самым создаёшь дополнительные возможности людям, которые продают нелегальный алкоголь и получают дополнительную прибыль.
Мы считаем, что при таком объёме нелегального алкоголя акциз повышать не нужно. Нужно добиваться того, чтобы увеличить объём легального оборота. Когда объём легального оборота будет, например, 95%, только тогда можно уже индексировать акциз. Потому что тогда это будет направлено на законопослушную среду. Сегодня, поднимая акциз, ты тем самым воздействуешь только на законопослушных производителей, а все остальные спокойно продолжают зарабатывать на том, что не платят этот акциз", — возмущается президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.
Всё верно, но логика в данном случае бессильна. Минфин в целом занимает антигосударственную позицию, это одно из главных «либеральных» ведомств. И пока там правят нынешние руководители ничего не изменится.