Урсула сулит России десятилетия страданий
Раунды ограничительных мер Евросоюза, введенных против России из-за военной операции на Украине, на ближайшие годы ослабят экономику страны, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе.
«Мы ввели самые строгие санкции за всю историю, в результате чего российская экономика на десятилетия погрузится в рецессию, а ее промышленность лишится современных и важных технологий», — подчеркнула она.
Напомним, с конца февраля 2022-го Евросоюз утвердил девять пакетов антироссийских санкций, которые затронули финансовый сектор и фондовый рынок, экспорт и импорт, международные резервы, авиасообщение, сферы спорта и культуры и так далее. Кроме того, Россию покинули многие мировые компании.
Власти ЕС называют целью мер ослабление «способности российского правительства финансировать агрессию против Украины». В Еврокомиссии заявляют при этом, что при их подготовке стараются «минимизировать негативные последствия для российского населения».
А негативные последствия для себя они просчитывали? ЕС фактически лишился дешевого российского газа, который был одним из драйверов развития промышленного потенциала в течении десятилетий. Правда, все та же фон дер Ляйен в Давосе заявила, что Евросоюз заменил 80% российского трубопроводного «голубого топлива». Сомнительно звучит. А если и так, не временное ли это решение? Какой ценой оно далось?
Сегодня все больше экспертов говорят, что Европу ждет деиндустриализация. Так кто кому хуже сделал?
— Фон дер Ляйен — все же политик, а не экономический эксперт, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Понятно, что «десятилетия рецессии» — это несерьезно, такого не бывает в принципе. Это не более чем трескучая риторика, которая, однако, отражает желание ЕС нанести России максимальный экономический ущерб.
«СП»: – То есть у нас будет все хуже и хуже, а у них все лучше и лучше?
— ЕС потерял самый дешевый и легкодоступный источник энергии. Возможно, технически они действительно заместили большую часть российского газа, но в какую это встанет копеечку? Поэтому ЕС тоже ждут непростые времена, стагнация, бегство капиталов и производств. Другой вопрос, что, конечно, экономика ЕС более диверсифицированная, мощная и технологичная, чем российская, запас прочности у нее выше.
С другой стороны, ЕС — это рыхлая конфедерация с большими дисбалансами между странами. Падение европейской экономики будет означать сокращение субсидий для дотационных стран, а это будет вести к росту конфликтности и противоречий. Та же Польша вон в очередной раз вспомнила о репарациях с Германии за Вторую мировую войну. Вполне возможно, эта такая неуклюжая попытка пополнить казну, ведь эта страна — лидер по выкачиванию средств из европейского бюджета.
«СП»: — По словам фон дер Ляйен, российская промышленность лишится современных и важных технологий. Так ли это? Какие отрасли пострадают, и что делать будем?
— Под удар попадают многие поставки комплектующих для импортированной ранее из ЕС продукции или совместных производств. В первую очередь это касается всевозможной электроники для современных электропоездов, самолетов и т. п. Ушли сборочные производства автомобилей европейских марок. Конечно, постепенно это все будет компенсироваться за счет т.н. параллельного импорта, импортозамещения и переориентации на Китай.
«СП»: — То, что российская экономика не рухнула в первый год массированного ввода санкций — стало сюрпризом для Запада? Почему этого не произошло, и насколько еще хватит запаса прочности?
— Обвалить экономику крупной страны, обладающей серьезной ресурсной «подушкой», не так просто. Можно вспомнить опыт Ирана, который уже полвека живет под западными санкциями, но так до сих пор и не рухнул. И это при том, что Иран — страна значительно меньших масштабов, чем Россия.
«СП»: — Есть ли еще санкции, которые не введены? Хватит ли их на десятилетия?
— Россию можно тотально отключить от международной системы расчетов SWIFT, например. Пока эта мера затронула лишь отдельные российские банки. Можно придумать еще массу ограничений против российских компаний. В принципе, такой режим может существовать десятилетия, как в случае с тем же Ираном. Однако нужно понимать, что, по крайней мере, часть санкций можно всегда обойти. Кроме того, санкции будут способствовать все большему выталкиванию России в экономическую зону Китая. В очередной раз вспомню Иран, который уже прошел этот путь. То есть, в конечном счете западные санкции ведут к тому, что Запад сам уходит из значительного сегмента мирового рынка, на радость своим конкурентам.
«СП»: — Санкции также вредят и самому Западу. Когда они это поймут?
— Санкции вредят в первую очередь ЕС. Что касается США, то они оказываются только в выигрыше, переманивая к себе европейские капиталы и производства. Тем самым укрепляется пошатнувшаяся было американская гегемония в рамках коллективного Запада. Запад как более или менее единый субъект может существовать только в противостоянии кому-то, и США будут использовать противостояние с Москвой, чтобы держать своих европейских союзников на коротком поводке. Так что все это, скорее всего, надолго.