Юрий Карпович — бакинский белорус, любимый гастроном Ататюрка
Турция страна многонациональная. Здесь живут потомки армян, греков, арабов, французов, болгар. Не малый вклад в историю и культуру этой страны внесли и выходцы из России.
Сегодня трудно представить, что еще сто лет назад нынешняя многомиллионная Анкара была по сути дела небольшим городком в самом сердце Анатолии. Хотя по распоряжению Кемаля Ататюрка именно сюда из Стамбула была перенесена столица турецкой республики, долгое время городу не хватало столичного блеска и изысканности. Современники шутили, что «Самое замечательное в Анкаре, это когда из нее уезжаешь в Стамбул». И заметный вклад в преобразование новой столицы внесли уроженцы Российской империи.
Имя Юрия Карповича, или как его называли турки Баба Карпича хорошо знакомо каждому краеведу и старожилу Анкары, но многие детали биографии этого человека до сих пор неизвестны. Карпович родился в Баку, в 1878 году. По одним данным он был белорусом, по другим происходил из армянской семьи (есть версия, что его настоящее имя было Кеворк Кечециан). До революции Карпович трудился на бакинских нефтепромыслах, а после 1917 года перебрался в Стамбул. Работая отелях и ресторанах старой турецкой столицы, он быстро снискал признание у турецких рестораторов и отельеров.
Во второй половине 1920-х годов Юрий Карпович уже был в Анкере, где открыл ресторан Şölen, которое позднее стал известен под именем Karpiç Lokantasi. Фактически речь шла о первом заведение города, где меню и качество обслуживания не уступало лучшим европейским стандартам. Вход посетителям без галстука был закрыт, впрочем, для забывчивых гостей в гардеробе постоянно хранились «запасные» галстуки. На столах лежали чистые скатерти и полный комплект столовых приборов. По вечерам играла европейская музыка. Блюда подавались с интервалом в восемь минут. Ассортимент ресторана главным образом состоял из блюд русской кухни, здесь можно было отведать борщ и котлеты по-киевски.
Приготовлением блюд так же сначала занимались российские повара. Своими секретами они делились с турецкими учениками и заведение Баба Кирпича стала кузницей кадров для всех ресторанов Анкары. Еще в 1960-х годах говорили: «Куда бы вы ни пошли в Анатолии, какой бы отель или ресторан вы ни увидели, есть вероятность, что вы столкнетесь с одним из тех, кто стажировался в Karpiç Lokantasi». Помимо кулинаров, здесь проходили практику официанты, метрдотели, швейцары.
К началу 1940-х годов русский ресторан стал неформальным политическим и культурным центром Анкары. Этому способствовало его удачное местоположение. Рядом с рестораном Карпича располагалось здание Центрального банка Турции, на верхнем этаже которого находится Анатолийский клуб. С другой стороны, на дороге, ведущей к станции, стоял отель «Анкара Палас», построенный государством и управляемый французскими менеджерами. В Karpiç Lokantasi приходили депутаты парламента, политики, журналисты, дипломаты и деятели культуры.
Во время Второй мировой войны Карпович рассаживал посланников враждующих держав в разных углах заведения, чтобы они не пересекались друг с другом. Завсегдатаем ресторана был и основатель турецкой республики Кемаль Ататюрк. Именно он по преданию сказал: «Пойдем, будем звать тебя Карпич», дав Карповичу турецкую фамилию. После смерти Ататюрка постоянным гостем заведения стал следующий президент страны — Исмет Инёню. Журналисты пытались угадать перспективы того или иного политика по тому, как Карпович обслуживает своего гостя, по месту, которое ему выделяется в зале, и очень часто прогнозы оказывались верными.
Несмотря на то что речь шла о самом престижном гастрономическом заведении Анкары, цены ресторана, как писали турки, приближались к бесплатной столовой. Для чиновников существовали особые тарифы. Журналисты и нищие порой могли столоваться в Karpiç Lokantasi бесплатно. Баба Карпич был на редкость бескорыстным человеком. На момент смерти из имущества у него была только неоплаченная кооперативная квартира. Но несколько поколений жителей Анкары хорошо помнят этого толстого улыбающегося мужчину, в белой русской рубахе, который лично заботился о посетителях. Современник описывал Карповича следующим образом:
«Неизвестно откуда родом был этот человек его семья и дети.
Он не говорил ни по-турецки, ни по-французски, обычных языках посетителей ресторанов. При этом он знал тайны каждого гостя, никому не раскрывал их и ни с кем не был слишком близок. Он имел обыкновение кормить бедняков в углу ресторана.
Его пригласили открыть ресторан в те времена, когда иностранец не-турок казался непривычным даже на улицах Анкары. В столице новой Турции он начал новую эпоху в гастрономии. Это был первый ресторан, где мы увидели, как следует обслуживать гостей. Карпич был щедр, и он был джентльмен.
Напитки и закуски были второсортными, но заведение Карпича никогда не было похоже на таверну. Гости были друзьями Карпича. И не было никого, кто не мог бы с ним поладить".
Баба Карпич умудрялся успокаивать самых требовательных посетителей. Так, один известный писатель, обеспокоенный задержкой порции мозгов, стал бить вилкой по тарелке восклицая «Где делись мои мозги!?». Карпович подошел к нему, и мягко заметил: «Тебе надо спросить об этом не у меня, а у Аллаха».
В биографии Бабы Карпича до сих пор остается немало загадок, и сегодня некоторые турецкие исследовали полагают, что Карпович был не просто ресторатором, а … тайным агентом турецких спецслужб. Так, первое заведение, которое русский эмигрант открыл в Стамбуле в 1921 году, находилось прямо напротив Генерального консульства Великобритании. Оттуда можно было легко отслеживать всех, кто посещал английскую миссию. В Анкаре ресторан Баба Карпича так же стал местом встречи политиков, журналистов и дипломатов — и никто не сомневался, что почтенный ресторатор знает все тайны своих гостей. Журнал National Geographic называл заведение «неофициальным министерством иностранных дел». Примечательно, что на реконструкцию своего ресторана Карпович получал от турецких властей 6000 лир в год. Видимо, у государства были серьезные основания поддерживать Karpiç Lokantasi и его владельца.
Гражданином Турции Юрий Карпович стал в 1935 году. До самой своей смерти в октябре 1953 года он жил в Анкаре. Кончина легендарного ресторатора стала крупным событием. Газеты поместили информацию о смерти Баба Карпича на первых полосах, а похоронная процесса с гробом покойного прошло по главным улицам столицы. Основанный им ресторан еще некоторое время существовал под управлением его племянницы Тамары Михайловой, по некоторым сведениям получившей инженерное образование в Ленинграде, но в 1962 году он был вынужден закрыться под натиском конкурентов.
Память о ресторане Юрия Карповича до сих пор жива в Турции. Так, в 2018 году на проходившем в Фамагусте (Северный Кипр) международном конгрессе, посвященном туризму, первое место заняла работа под названием: «Исследование качества обслуживания ресторана Карпич с помощью модели DINESERV». До сих пор люди старого поколения ностальгируют по «накрахмаленным рубашкам, черным галстукам-бабочкам и выглаженным курткам со складками, подобным бритвенным лезвиям» официантов Karpiç Lokantasi. «Он научил нас есть» — так турки оценили труды российского эмигранта Баба Карпича.