Самый продуктивный «саммит» по Украине — это поле боя
Россия может принять участие в саммите по Украине, но при условии, если будет «четко озвучена повестка мероприятия». Соответствующее заявление сделал первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
«Сегодня мы видим, что Украина делает из второго саммита очередное шоу: нет ни четкой повестки, ни нормальной организации мероприятия. А Россия не будет участвовать без наличия конкретной повестки и учета требований, о которых говорил президент страны», — написал парламентарий в своем Телеграм-канале.
По его мнению, сейчас «подготовка ко второму саммиту, на котором предполагается участие России, носит декларативный характер, что демонстрирует отсутствие у украинской стороны реальной готовности к урегулированию конфликта».
В таких условиях, отметил Чепа, диалог, скорей всего, не состоится.
«Мы не слышим ни одного предложения, которое могло бы нас устроить, зато видим поставки американских истребителей F-16 и продолжающиеся удары по российской территории», — подчеркнул депутат.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью радиостанции «КП» заявил, что участие России в саммитах по урегулированию конфликта на Украине «ради самого участия» не имеет смысла.
«В мероприятии участвуют для обсуждения конкретной повестки дня, а вот повестка дня, которая устраивала бы нас, нигде озвучена не была», — сказал Песков. На данный момент, по его словам, Россия видит невнятное рассуждение о возможности переговоров, за которыми потом не следует конкретика.
Между тем, позиция Москвы на этот счет совершенно ясна — ее обозначил российский лидер Владимир Путин в своем выступлении на коллегии МИД 14 июня.
Во-первых, чтобы процесс мирного урегулирования начался, ВСУ должны покинуть территории Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Что касается принципиальных условий завершения конфликта, это — нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины, ее демилитаризация и денацификация. Фиксация статусов Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей как российских регионов в международных договорах, а также отмена всех западных санкций против России.
Тогда эти предложения нашего президента были отвергнуты и Украиной, и Западом. При этом тема переговоров с Россией вдруг стала топовой у всей киевской верхушки. Зеленский даже снял с себя свой собственный запрет на общение с Путиным, и стал активно декламировать новый нарратив о необходимости достижения некоего «справедливого и прочного мира».
«Наша неизменная цель — подготовить реальную основу для справедливого окончания конфликта уже в этом году», — заявил он 5 августа в своем вечернем обращении.
Вот только, понятие справедливости, у нас с этими персонажами давно абсолютно разное. К тому же, как у просроченного президента Зеленского, так и у его шайки семь пятниц на неделе: сегодня они говорят одно, завтра — совершенно противоположное.
Но если они от вполне конкретных предложений российского лидера шарахаются, как черт от ладана, то какая, условно говоря, повестка «второго тайма» саммита по Украине могла бы устроить нас?
— При всем уважении к депутату, повестку эту все-таки определяет исполнительная власть, — комментирует ситуацию крымский политолог Владимир Джаралла. — Поэтому когда мы хотим оценивать реальность тех или иных шагов в дипломатической сфере, ориентироваться нужно на позицию именно исполнительной власти. Но мнение депутата в этом плане всегда ценно тем, что оно отражает общую тенденцию и слухи, которыми живет, собственно, политическая столица.
В данном случае речь идет о том, что в общественном мнении коллективного Запада и Украины начинает все более и более преобладать мысль о том, что необходимы переговоры с Россией. Россия же свою позицию озвучивала на самом высшем уровне неоднократно. И она известна. Предложения, которые выдвинул в июне президент, это и есть та база, от которой Москва готова отталкиваться.
Понятно, что переговоры по определению являются попыткой компромисса, и они подразумевают уступки сторон, которые в них участвуют. Но при этом для сохранения главной цели, ради которой, собственно, переговоры и ведутся.
В данном случае цели сторон, как мы видим, все-таки различные. России важно, чтобы на очень долгое время — на несколько поколений, это было бы идеально — ничто не создавало каких-либо угроз ее национальной безопасности, государственному существованию и интересам как державы.
Для Украины переговоры, это лишь перемирие, возможность перегруппировать силы. Но затем, воспользовавшись помощью Запада, подготовиться к новому раунду борьбы с Россией.
Вот эти изначальные позиции сразу же ставят стороны в достаточно затруднительное положение.
«СП»: Тогда с чего вдруг в Киеве заговорили о возможности завершения конфликта дипломатическим путем?
— Украинская сторона уловила происходящие сигналы достаточно четко. Прежде всего, что время прошло.
Запад, известный своей рациональностью, действовал по схеме: цели, ресурсы, результат. Украина по всем показателям провалилась. Оказываемая ей финансовая, а также военная помощь какого-либо результата не дала. На поле боя — это самое главное — Россия доминирует. Украина же все более и более приходит в плачевное состояние.
Поэтому Запад, во-первых, в этом плане разочарован. Во-вторых, время берет свое, и сейчас внутриполитические проблемы для стран коллективного Запада являются ключевыми.
То, что творится в США, мы видим буквально в режиме ежедневного мониторинга. Но очевидно и в странах Европы также происходят очень серьезные глобальные перемены, которые заставляют их руководство, наконец, сосредоточиться на своих собственных интересах. А не пытаться гоняться за иллюзией о нанесении поражения России.
Это все произошло благодаря мужеству русского солдата и военным успехам.
«СП»: Однако Вашингтон все еще держит Киев на коротком поводке и ослаблять хватку явно не собирается…
— Конечно, американцы ситуацию контролируют. Сейчас проходит турне украинского министра Кулебы по странам Африки, которые, как известно, внезапно начали играть заметную роль в информационно-дипломатическом плане. И результаты этого визита достаточно забавные.
В тех странах, где поработали американские дипломаты, подписались под некоторым заявлениями, которые делал Кулеба. Нейтральные страны в этой ситуации достаточно иронично смотрят на попытки мало кому известной Украины заручиться их поддержкой в конфликте с Россией. Более того, в Западной Африке Украина сейчас является центром неприятнейшего скандала из-за своей поддержки террористических движений зоны Сахеля. Республика Мали даже разорвала дипломатические отношения с Киевом.
То есть, на практике мы видим, что украинская сторона и ее усилия носят второстепенный характер. В этих условиях киевские власти заново переосмысливают происходящее, и им хочется провести второй саммит. Но на этот раз они надеются затянуть на него Китай, а Китай явно дает понять, что готов участвовать только при участии России.
Вот только условия, которые предлагает украинская сторона абсолютно неприемлемы. А так как саммит, в конечном итоге, организуется американцами, и они формируют, то нам, по сути, никакого смысла нет там появляться.
На самом деле, более интересно выглядит позиция Индии, Китая, Бразилии, которые предлагают на базе, например, Саудовской Аравии начать переговоры при посредничестве сторон для более реалистичного обсуждения этих вопросов.
Правда, украинская сторона не знает, как к этой теме относиться, потому что сами американцы еще не сформулировали своего отношения к ней.
«СП»: Можно ли Киеву и Западу вообще верить?
— В том и заключается серьезность проблемы, что изначально позиции сторон, как мы видим, не просто отличаются. Они еще обладают и разным содержанием.
Россия не просто выдвигает какие-то предложения, она готова их обеспечивать ресурсами, и будет их выполнять.
Все, на что способна украинская сторона, это произвести информационный шум. Потому что, начиная от сомнительной легитимности — уже узурпатора — Зеленского, и заканчивая неспособностью, как мы успели узнать за это время, вообще выполнять свои обещания, здесь они партнером, который вызывает доверие, в принципе, являться не могут.
Поэтому пока все определяется ситуацией на поле боя, где преимущества России с каждый днем становятся все более и более очевидными.