Business is booming.

Репортаж из Мариуполя. Свет есть — и слава богу!

Репортаж из Мариуполя. Свет есть — и слава богу!

На въезде в Мариуполь над серединой дороги возвышается знаменитый памятник Сталевару. Его видно издалека. На флагштоках реют два флага — России и ДНР. Картину дополняют деревья, высаженные по обе стороны шоссе. Кажется, что они залиты расплавленным золотом — как-никак конец октября.

Дорога из Донецка в Мариуполь, прямо скажем, не трасса «Дон», колдобин на ней предостаточно. Причём чем дальше от территории ДНР, нем хуже. На некоторых участках во время дождя образуются такие глубокие лужи, из-под колёс следующего впереди автомобиля время от времени вздымается грязная волна и окатывает лобовое стекло, на мгновение полностью перекрывая обзор. Мы* выехали в Мариуполь под проливным дождём, так что острых ощущений было предостаточно.

Когда машины идут колонной, они иногда выезжают на встречную полосу. Даже через две сплошных. Даже на поворотах или когда дорога идёт в гору. Это, мягко говоря, напрягает. А теперь представьте ощущения, когда замечаешь, что уже давно рассекаешь по встречке. И не ты один. Просто дорожное полотно с той стороны, по которой ты должен был ехать, сильно повреждено.

— Мы ездим там, где дорога лучше, — поясняет наш сопровождающий.

Впрочем, надо отметить, что на многих участках трассы ведутся дорожные работы. И не абы как — рабочие не заплаты на трещины лепят, а снимают асфальт, выравнивают поверхность дороги, и только потом её асфальтируют.

Въезжаем в Мариуполь, объезжая бетонные плиты, перегораживающие шоссе. Блокпост. Их по пути из Донецка в Мариуполь было несколько.

В городе — как Мамай прошёл. Разрушений так много, что становится очевидным: рубились здесь насмерть. Каждый дом был крепостью, которую приходилось брать штурмом.

Раздолбаны целые кварталы.

— Когда «укропов» выбивали, здесь было очень страшно. Жители сидели без воды, света, продуктов. Умерших хоронили прямо во дворах. Или складывали в подвалах. Проходишь мимо — так и тянет трупным запахом, — рассказывает донецкая журналистка Вика. — Обратите внимание, во многих домах стены в чёрной копоти, но целые. Это значит, что пожар начался не из-за того, что попал снаряд. Это ВСУшники, когда их выбивали с огневых точек, расположенных в жилых домах, поджигали покрышки. Вы же знаете, что горящая резина сильно дымит. И вот они отходили под прикрытием дымовой завесы, а здания сгорали дотла. А еще они ставили растяжки, а потом поджигали квартиры. Жуть, что творилось.

Но это всё — в прошлом. Теперь же городским властям нужно восстанавливать разрушенное. По данным администрации города, из 500 тысяч уехавших уже вернулось примерно 260 тысяч человек. Их нужно обеспечить крышей над головой, наладить работу общественного транспорта, открыть поликлиники, школы, детские сады. А это непросто. Например, в городе раньше было несколько трамвайных маршрутов. А сейчас рельсы травой поросли, да и вокруг замерших вблизи депо трамваев пробиваются кустики. Трамвайные пути уже восстанавливают, но нужно еще, чтобы электричество подавалось без перебоев.

У автовладельцев — ежедневная головная боль: где заправиться? Открытие каждой новой автозаправки становиться маленьким праздником, потому как их пока не хватает. С электронными платежами дело пока обстоит практически никак. Впрочем, местные жители говорят, что, по слухам, в городе есть один сетевой магазин, где уже можно расплачиваться картой. Зато с наличкой стало легче. Появляется всё больше банкоматов, где можно снять деньги.

— Раньше на весь город был один банкомат. Когда деньги загружали, то его сразу брали в кольцо военные, и снимали почти все. Понятно, что они — в приоритете. Но нам почти ничего не оставалось. Теперь стало значительно лучше, получить наличку проще. — рассказывает местный житель Алексей.

Ради объективности отметим, что причиной разрухи далеко не всегда были тяжелейшие бои в ходе СВО. Есть практические не тронутые боями кварталы, где нет следов ни обстрелов, ни пожаров. Но асфальт на дороге — в трещинах, тротуары перекособочены, заборы проржавели. Это — наследие бывшего мэра Мариуполя и его доблестной «команды», которые, к слову, первыми свалили из города, когда припекло. Так что восстанавливать приходится не только то, что было разрушено из-за боевых действий, но и результаты былой бесхозяйственности, ведь инфраструктура ветшала десятилетиями. Теперь нужны и деньги, и стройматериалы, и рабочие руки. И не только в Мариуполе.

В этом плане Донбассу помогает вся Россия.

На территорию новых субъектов РФ мы въезжали через КПП «Изварино». Туда бесконечной вереницей тянутся тяжело гружёные фуры. Везут гуманитарку и стройматериалы. Строители приезжают вахтой из разных уголков России.

В первую очередь восстанавливаются соцобъекты. Так, 1 сентября приняла учеников мариупольская школа № 47. Сейчас это вполне уютное с виду здание с весёленьким фасадом. Оно резко контрастирует с раздолбанным зданием детского садика, расположенного буквально за школьным забором. Там жуть жуткая. Фильм ужасов «Сайлент-хилл» помните? Считайте, что по сравнению с мариупольскими развалинами этот страшный городок — только что сданная в эксплуатацию новостройка.

Прораб Руслан, руководящий восстановительными работами в школе, объясняет:

— Работы по восстановлению фасада мы уже почти закончили. Коммуникации в порядок привели. В школе есть свет и вода. Пока занятия идут на нижних этажах, они полностью готовы. Справиться со всем объёмом работ к 1 сентября было физически невозможно, а ученикам нужно было приступить к занятиям. Поэтому было принято решение начать учебный процесс, параллельно продолжая строительные работы.

Марина и Аня учатся в пятом классе, и то, что занятия идут под звуки электродрелей и пил их не смущает:

— Мы очень рады, что в школе начались занятия, на удалёнке скучно, -говорят девочки.

По тому же принципу ведутся работы и в общежитиях, которые становятся временным пристанищем возвращающихся в Мариуполь жителей.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.