Константин Нациевский: Нельзя семьи с больным ребенком «до точки» доводить
В последнее время в ряде российских регионов (в частности, в Челябинской, Калужской, Оренбургской, Ульяновской областях, Краснодарском крае и других) правоохранительными органами ведется расследование дел о ненадлежащем обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями детей-инвалидов, страдающих диабетом и относящихся к категории федеральных льготников. Следователи регулярно вызывают на допросы профильных чиновников, проводится изъятие соответствующей документации.
Следственные органы пытаются разобраться, почему в регионах не всегда могут обеспечить детей-льготников необходимыми лекарствами и медизделиями в нужных количествах — кто-то своевременно и в полном объеме получает необходимую помощь, а кому-то ее не хватает. В результате родители таких детей, не дождавшись помощи, вынуждены обращаться в суд для защиты своих прав. В судах накопилось не так уж мало дел такого рода, о них регулярно сообщают СМИ.
В то же время далеко не всегда ответы на болезненные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» в этой ситуации следователи ищут там, где нужно. Хотя бы потому, что речь идет именно о федеральных льготниках — детях, ответственность за лечение которых взял на себя федеральный центр. А значит эта помощь должно быть доступна всем таким льготникам без исключения и в полном объеме, вне зависимости от финансовых возможностей того региона, где они проживают. А возможности, как надо понимать, у всех территорий разные.
«Свободная пресса» обратилась за разъяснениями в этом непростом вопросе к адвокату Адвокатской палаты Челябинской области, члену Общественной палаты Челябинской области Константину Нациевскому.
«СП»: — В чем заключается суть проблемы обеспечения льготников лекарственными препаратами, вокруг чего идут долгие судебные процессы в различных регионах страны?
— У этой довольно серьезной проблемы, как это часто бывает, далеко не одна сторона медали. Для родителей, чьи дети-инвалиды имеют статус федеральных льготников, жизненно важно вовремя и в полном объеме получать необходимую помощь. Желательно без лишних проволочек. Их вообще не должно тревожить, кто конкретно и за чей счет будет закупать лекарства и медицинские изделия, когда они так нужны. Главное — результат.
Если же по какой-либо причине семьи не получают эту помощь, либо она им предоставляется не полностью, начинаются хождения по инстанциям, жалобы в надзорные органы. Порой и до судов доходит. Причем в суды обращаются довольно часто. При этом на защиту собственных прав и судебные разбирательства тратится неимоверно много сил и нервов, которых у родителей детей-инвалидов и без того не много.
По другую сторону этой проблемы — государство, выполняющие решения чиновники, которые и должны организовать помощь таким льготникам, причем в полном объеме, с предоставлением нужных лекарств и медизделий. Государство, давая ребенку-инвалиду статус федерального льготника, обязуется о нем заботиться.
И вот когда начинаешь разбираться в проблеме именно со стороны государства — где, на каком этапе и почему произошел сбой, — понимаешь, что дело, как правило, в деньгах.
«СП»: — Почему именно такие выводы?
— Вот смотрите, с 2008 года федеральный центр передал регионам свои полномочия по закупке необходимых лекарств, медицинских изделий и их дальнейшему распределению между льготниками. При этом, согласно федеральному законодательству, реализация переданных полномочий должна осуществляться в полном объеме за счет целевых средств, поступающих в регионы из федерального бюджета. Проще говоря, передают не только сами полномочия, но и деньги, чтобы их выполнять.
Скажем, в Челябинской области на переданные полномочия по лекарственному обеспечению федеральных льготников (сюда входят не только дети-инвалиды, но и другие категории льготников) в 2021 году из федерального бюджета выделили 1,1 млрд рублей, регион при этом добавил 442,7 миллиона.
В бюджете текущего года на эти цели предусмотрено за счет федеральных средств 1,2 млрд рублей, область добавляет 440,8 млн.
«СП»: — Вроде бы все логично.
— Да. Но в то же время, действующее законодательство говорит, что зона ответственности самих регионов лежит строго в пределах тех сумм, что федеральный центр передает им вместе с полномочиями. И если этих средств не хватает на помощь тем льготникам, что проживают на территории конкретного региона, у местных чиновников есть право (но никак не обязанность!) добавлять средства регионального бюджета.
«СП»: — Которых, надо полагать, в казне может просто не оказаться.
— Здесь необходимо понимать, что у всех регионов совершенно разные финансовые возможности — далеко не каждая территория способна изыскать в своих бюджетах деньги на поддержку федеральных льготников. Это ведь напрямую отражается на финансировании собственных, исключительно региональных полномочий, которые тоже надо выполнять.
И если посмотреть на картину в целом по стране, то дело именно в существенной нехватке средств, которые ежегодно передаются в региональные бюджеты на финансирование таких детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом. Даже если субъекты пользуются своим правом (а им приходится) добавить собственные деньги, не всегда есть возможность полностью закрыть существующие потребности.
В итоге крайними в случае недополучения помощи, о которой мы сейчас говорим, становятся регионы и их профильные органы власти — органы здравоохранения. Именно им федеральный центр передал ответственность за таких льготников.
«СП»: — Может, в центре плохо информированы о нехватке денег на местах?
— Отнюдь. На федеральном уровне о проблеме с недофинансированием переданных полномочий прекрасно знают. Региональные минздравы регулярно сообщают о фактическом количестве льготников и тех суммах, которых не хватает, в минздрав России.
«СП»: — На эти обращения как-то реагируют?
— Пока федеральный центр не спешит закрывать эти потребности и организовать системную работу в этом направлении. Видимо, ожидает, что регионы или каким-то образом сами выкрутятся и добровольно продолжат добавлять хоть какие-то средства, или через суд с них родители взыщут.
Это еще один яркий пример того, что в стране серьезно назрела проблема инвентаризации переданных с федерального на региональный уровень полномочий и объема их финансирования. И решаться эта проблема должна законодательно, на уровне правительства России. Таких переданных регионам полномочий ведь много, не только в сфере здравоохранения. И все они, как показывает практика, требуют дополнительных вливаний со стороны субъектов. При этом возможности регионов и так сильно ограничены, особенно сейчас.
«СП»: — Что же делать?
— Как минимум, провести всестороннюю инвентаризацию переданных регионам полномочий и сумм, которые выделяются для их финансирования. Нужно учесть реальные потребности регионов при исполнении переданных обязательств, может, и вовсе вернуть их на федеральный уровень.
«СП»: — Но пока мы видим, что родителям детей, которым не хватает лекарств, предлагают побегать по судам.
— Как сказать… Еще хуже в данном вопросе то, что даже если семья дошла до крайней точки и, например, выиграла, суд у региональных властей, это судебное решение далеко не гарантирует представление необходимой помощи, которая так нужна детям-инвалидам, страдающим диабетом, и их родителям. На исполнение этих решений тоже нужны деньги и, порой время, которого при таком серьезном заболевании может и не быть…