Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС
На финской АЭС «Ловииса» в советский реактор 70-х годов прошлого века ВВЭР-440 загрузили первую партию топливных сборок американской компании Westinghouse. Станция общей мощностью 1 ГВт состоит из двух энергоблоков с такими реакторами. Ранее эту станцию снабжал топливом «Ростатом».
Мощность всей станции АЭС «Ловииса» в 4 раза ниже, чем у одного современного реактора. Но это не значит, что эксперименты на этой АЭС менее опасны. Скорее — наоборот.
Загружать топливо от Westinghouse в ВВЭР-440 до сих пор пробовали только однажды — в 2007 году на чешской АЭС «Темелин». Тогда это закончилось серьёзной аварией, избежать катастрофы удалось чудом. Чужеродное топливо в итоге выгрузили из ректора, и после ремонта энергоблок вновь заправили российской топливной сборкой.
«Росатом» предостерегал от повторения опасного эксперимента с «четырёхсотыми» реакторами. Интересно, что даже Киев внял предостережениям, и перевел на американское топливо все прочие реакторы, кроме этих. Два «четырехсотых» на Ровенской АЭС предпочли просто остановить.
Но у Финляндии собственная гордость. Она решила рискнуть, о чем и сообщила официально ещё в прошлом году, синхронно с заявлением Урсулы фон дер Ляйен о полном отказе ЕС от российского ядерного топлива в будущем. Большинство стран Евросоюза, кстати, рисковать пока не захотели.
И вот эксперимент по замене подходящего для реактора топлива на «политически правильное» начался. Американское топливо загружено только в один реактор, второй продолжает работать на российском.
Географически АЭС «Ловииса» расположена на финском острове Хястхолмен, в 15 км юго-восточнее города Ловийса и примерно в 80 км от Хельсинки. Расстояние до Санкт-Петербурга — свыше 230 км, и это хорошо для нас.
Чем может завершиться ядерный эксперимент в Финляндии — «Свободной Прессе» рассказал член Общественного совета госкорпорации «Росатом» Валерий Меньщиков.
«СП»: Валерий Фёдорович, каковы основные риски при переводе реактора на топливо другого поставщика.
— Это время от времени происходит в мире, если старый и новый поставщики взаимодействуют между собой — всё проходит без приключений. Но в данном случае взаимодействия нет.
Главная проблема Westinghouse применительно к реактору ВВЭР-440 в том, что топливные сборки, которые делают американцы, не совпадают по геометрии с тем, что нужно для этого нашего реактора. К другим советским и российским реакторам стандартные размеры элемента от Westinghouse подходят, а к этому нет.
Значит, им нужно вносить изменения в свою отлаженную технологию, а это — всегда плохо.
Что случилось в Чехии в аналогичной ситуации. Во время загрузки разбухли блоки тепловой сборки на входе в реактор. Возникла очень опасная предаварийная ситуация. Тепловую сборку нужно было вынимать. Чехи с американцами сами не смогли этого.
Всё происходило в самом первом контуре безопасности, где топливо ещё должно быть свежим, нерадиоактивным. А тут — распухшие капсулы с уже работающим ураном-235. Если бы они вышли за пределы первого контура — пошло бы очень серьёзное заражение местности и воды. Это была бы катастрофа.
В итоге срочно вызвали российских ядерщиков. Совместно справились, и всё обошлось. Потом реактор починили и загрузили тем, чем полагается — нашими ТВЭЛами.
А что теперь будет делать Финляндия в случае ЧП, если их ядерщики игнорируют «Росатом»?
«СП»: Российские ядерщики предоставляют импортёрам весь пакет услуг: от поставок топлива — до его вывоза на утилизацию. А что теперь Финляндия будет делать с облучённым топливом?
— Вот и мне интересно: думали об этом в Финляндии или нет ещё? У Westinghouse было отделение, которое забирало у клиентов отработавшее топливо. Но оно прошло через процедуру банкротства, и больше американская компания облучённые элементы не забирает.
Есть технологическая схема хранения радиоактивных отходов во Франции. Но, в принципе, ядерная отрасль — достаточно секретна, и мы не знаем — утилизирует Франция отходы, или только прячет. И насколько заполнены эти хранилища.
Своя система хранения ядерных отходов есть и в Финляндии.
В свое время я был в составе российской делегации в этой пещере. Мы спускались в туннельную систему под дном Балтики. Стенки хранилища у них облицованы медью. Финские учёные тогда думали, что медь лучше всего препятствует утечке радиации из хранилища.
Но в итоге надзорные органы Финляндии решили, что всё это — ерунда, и хранить там облучённые отходы нельзя, чтобы не погубить балтийское побережье страны.
Вероятно, если теперь в ядерную энергетику пришла политическая корректность, ядерное топливо оценивают не по соображениям безопасности, а по национальному признаку, то и хранилище это теперь могут признать абсолютно безвредным для окружающей среды.