На борьбу с телефонными мошенниками призовут «доверенных лиц»

В Госдуме родилась очередная инициатива по защите граждан от мошенников, теперь этим смогут заняться родственники потенциальных жертв или же их знакомые. Кредиты и банковские переводы можно будет согласовывать с доверенными лицами и, если «добро» не поступило, операции заблокируют. Вроде как выглядит разумно и интересно, однако есть и гораздо более эффективный способ защиты населения — просто ловить и сажать жуликов.

Так называемые «системно значимые кредитные организации», коих нынче 13 штук, хотят обязать ввести новую услугу. К счёту можно будет привязать доверенность, и человек, указанный в ней, должен одобрять или запрещать проведение операций. Если в течении 12 часов ответа не поступит, транзакция отменяется автоматически.

Таким образом «социально уязвимых граждан» — пенсионеров, инвалидов, воспитанников детских домов и т. д. — собираются защитить от мошенников. Правда, только в отношении оформления кредитов и совершения банковских переводов. Законопроект должен поступить в Госдуму уже в этом месяце, тогда же его собираются принять в первом чтении.

«С технической точки зрения никакой сложности в написании данного программного модуля я не вижу. При совершении операции идёт запрос в базу данных — есть/нет эта доверенности. Если её нет, то транзакция проходит автоматически. Если есть, и её срок не истёк (тоже проверяется на программном уровне), операционисту поступает команда провести звонок родственнику. Истёк срок — это аналогично тому, что доверенности нет, операция тоже происходит автоматически. Вроде как всё просто. Плюс проверка на сумму транзакции, нужно это одобрение или нет. Вполне простой алгоритм.

Другое дело, что программу нужно написать, отладить, встроить в систему, оттестировать. То есть сразу это в любом случае не заработает, обычно на внедрение всяких подобных нововведений даётся год или около того. Если власти пытаются что-то реализовать быстрей, то, как правило, ничем хорошим это не заканчивается. Примеров, увы, много", — объясняет один из руководителей IT-подразделения крупного банка Дмитрий.

То есть всё реально — главное, не торопиться, не пинать банковских программистов со словами «нужно ещё вчера». Вчера точно не получится, а вот в обозримые сроки — вполне.

Допустим, закон принят, IT-шники засели за написание софта. Через год счастье будет и на пути жуликов вырастет непреодолимая стена? Как бы не так!

«Действие документа не распространяется на самые массовые трансакции, совершаемые с использованием сервисов системы быстрых платежей (СБП), платежных карт, электронных кошельков. Законопроект охватывает не более 5% типов операций, которые не требует услуги «доверенного лица», поскольку они непривлекательны для мошенников. По статистике большое количество случаев происходит под воздействием социальной инженерии, когда клиент снимает деньги непосредственно в офисе банка и переводит их мошенникам.

Ассоциация банков России поддержала идею о том, что у клиента должна быть возможность воспользоваться услугой «доверенное лицо» при проведении операций. Но мы считаем, что законопроект требует существенных доработок, — говорит вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Точной статистики насчёт того, сколько именно и каким путём жулики украли денег у граждан РФ, по понятным причинам нет. Называются некие общие суммы, однако даже порядок величин вызывает большие сомнения в их достоверности. Вроде как за 2023-й в результате операций, проведенных либо без согласия клиентов, либо под влиянием обмана похищено 15,8 млрд рублей, что на 11,5% больше, чем в 2022 году. То есть, грубо говоря, всего по миллиарду в месяц. Как-то несерьёзно…

Означенная динамика тоже как-то вызывает вопросы. Так, в 2020 году средний размер одной несанкционированной операции составлял 10 тысяч рублей, в 2022-м — уже 15,32 тысячи рублей. Данных по 2023 году пока нет, однако есть косвенная информация, по которой можно примерно оценить реальные масштабы беды.

По данным компании InfoWatch в 2023 году из отечественных банков «слили» 170,3 млн записей персональных данных клиентов, что в 3,3 раза больше, чем в 2022-м и в 57 раз больше по сравнению с 2021-м. Результат, как говорится, налицо — только за первый квартал 2024 года количество звонков с незнакомых номеров с подозрением на мошенничество выросло в полтора раза! Всё, как говорится, одно к одному — в банках «сливают», и эти персональные данные тут же пускают в ход. Так что в 11,5% роста позвольте не поверить.

«Благодаря системе эшелонированной защиты, Банку России вместе с банками удалось в 2023 году предотвратить почти 35 млн мошеннических операций и не допустить хищений на сумму в 5,8 трлн рублей. Однако, несмотря на это, злоумышленникам все же удалось совершить более миллиона успешных операций и похитить 15,8 млрд рублей», — говорит директор департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров.

Доработать закон и распространить его на все без исключения банковские операции? Не вариант, так как это просто парализует все транзакции, да и телефонная связь у нас отнюдь не бесплатная. К тому же любой софт небезупречен, начнутся массовые глюки, которые тоже могут вызвать сбои системного характера.

Наверное, нужно действовать как-то иначе — проще и эффективней. Например, просто вычислять и сажать мошенников, причём отправлять их за решётку на приличные сроки с конфискацией имущества. Если посмотреть новости, то ничего подобного в РФ почему-то не наблюдается, хотя технические возможности для этого есть. Спецслужбы поразительно быстро вычисляют всех, к примеру, «дискредитаторов», на счёт этого СМИ сообщают регулярно.

С жуликами всё иначе, они звонят с телефонных номеров российских операторов мобильной связи, дают реквизиты счетов в российских же банках. То есть их несложно вычислить! Но ничего подобного почему-то не наблюдается, напротив. И мошенники, чувствуя безнаказанность, действуют всё наглей. Может, начать решать проблему с этого конца?

Источник

#доверенное лицо
Comments (0)
Add Comment