А. Вучич: «Вы еще будете у русских газ просить, только они подумают, кому давать»
Страны, которые покупают американский сжиженный природный газ (СПГ), будут вынуждены встать в очередь и просить газ у России, когда Вашингтон решит сократить поставки, считает президент Сербии Александр Вучич.
По словам сербского президента, никто в мире не знает, что делать с электроснабжением, так как через три-четыре года США могут перестать экспортировать сжиженный природный газ из-за роста внутреннего потребления и других собственных нужд.
«Тогда все станем в очередь, и те, кто запрещали российский газ, будут стоять в очереди к Москве и просить: верните нам поставки газа», — заявил Вучич сербским журналистам в кулуарах 29-й сессии Конференции ООН по изменению климата (COP29) в Азербайджане.
По данным американских СМИ, США экспортировали рекордные 91,2 млн тонн СПГ в 2023 году. Всего в стране действуют семь действующих СПГ-терминалов, еще пять находятся в стадии строительства. Главными покупателями американского СПГ в прошлом году стали страны Европы.
Стоит отметить, что сегодня объем СПГ на рынке европейского газа составляет 34% по сравнению с 20% до начала СВО, и, по мнению экспертов, Европе придется конкурировать за него с Азией.
Россия продолжает поставлять свой СПГ в Европу, хотя Еврокомиссия и призывала заменить российское топливо американским, хотя поставки из-за океана были дороже. Ранее американские СМИ сообщали, что Россия летом была близка к тому, чтобы обогнать США по поставкам СПГ в европейские страны из-за сокращения американского экспорта.
Но что будет дальше? Приход к власти Дональда Трампа означает стимулирование добычи американскими производителями. С другой стороны, его политика нацелена на возрождение национального производства, а значит, внутреннего потребления.
Так ждать сокращения поставок американского газа в Европу или нет? И сможет ли Россия его заместить? О чем вообще говорит Вучич?
— Насколько я могу судить, Вучич отметил, что спрос на газ растёт в самих Штатах, — предполагает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— При этом они сталкиваются с некоторыми проблемами (в текущем году добыча сланцевого газа, по прогнозам Управления энергетической информации при минэнерго США, может сократиться). Соответственно, Вучич просто говорит, что в какой-то момент США будут делать выбор между внутренним потребителем и внешним.
А Трамп, как всегда, будет просто надувать щёчки и делать вид, что всё происходит строго по плану. К примеру, если и правда придётся выбирать (продолжить экспорт и вызвать дефицит или ввести частичный временный запрет на экспорт), Трамп может сказать что-то вроде: безумная «зелёная» политика Байдена привела к тому, что наши нефтегазовые компании вкладывали мало денег в добычу, и теперь я вынужден спасать тебя, простой американец, вводя запрет на экспорт.
«СП»: В каком состоянии сегодня пребывает газовая отрасль США? Насколько она способна обеспечивать себя и других? Как ситуация может измениться из-за потенциальных реформ Трампа?
— Если предельно кратко, то никак. Внутреннее производство в США преимущественно зависит от формируемых на внутреннем и внешних рынках цен.
А те определяют инвестиционную активность.
«СП»: Насколько сегодня Европа зависит от американского СПГ? Какие страны зависят сильно, какие могли бы отказаться от него?
— Поставки в текущем году на пике составляли более 6 млрд куб. м в месяц (в январе), а летом этот показатель снижался почти в два раза. В октябре поставки составляли около 4,2 млрд куб. м.
Основные импортёры в Европе — Франция, Нидерланды, Великобритания.
Вопрос о готовности отказаться от закупок — это вопрос спроса. А он продолжает сокращаться.
«СП»: Почему?
— Высокие цены, низкая инвестиционная активность, проблемы промышленных производств.
«СП»: А помимо России, некому заменить выдавшие американские объемы? А что тот же Катар?
— Мы не знаем, сколько газа будет потреблять Европа в ближайшем будущем. И сколько будет готова платить. Также неясно, сколько газа будет потреблять Азия. Поэтому кратко ответить на этот вопрос практически невозможно.
На данный момент основным рынком сбыта для СПГ остаётся Азия. И спрос там растёт.
«СП»: Насколько реален описанный Вучичем сценарий про очередь за российским СПГ? А мы к этому готовы?
— Я так понимаю, что он говорил вообще про российский газ, а не про СПГ.
Вопрос в том, что наши экспортные мощности просели на 100 млрд куб. м в год. Вернуть из них (или компенсировать) при большом желании и готовности всех сторон можно порядка 65 млрд куб. м. Но это большое желание пока не заметно.
По словам заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, газовая отрасль США сейчас находится в несколько противоречивом положении.
— Из-за падения оптовых цен, компании сократили объемы бурения и других операций по развитию добычи, это привело к прекращению роста и даже к началу снижения добычи. С другой стороны, американцы наращивают мощности по производству СПГ, что отвлекает объемы газа с внутреннего рынка. Если эта тенденция сохраниться, то цены на рынке начнут расти из-за конкуренции за объемы.
При этом СПГ-заводы сейчас стараются контрактовать сырьевой газ на долгосрочной основе и не полагаться на его доступность на рынке. Поэтому при дефиците в первую очередь будут страдать американские потребители, а не иностранные покупатели. Если, конечно, американские власти не станут вводить ограничения на экспорт для приоритетного обеспечения собственных нужд.
В то же время я бы пока не стал делать далекоидущих выводов из текущей ситуации. Там большой запас прочности у индустрии просто в силу ее размера.
Хотя, разумеется, опасения, что рано или поздно возможности извлечения газа из сланцевых и других низкопроницаемых коллекторов начнут истощаться, имеют под собой основу. И произойдет это внезапно, так как обеспеченность США доказанными запасами очень скромная по сравнению со странами, которые преимущественно располагают запасами традиционного газа.